Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Парышев А.Е. 1 Ершова Л.В. 1
1 Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

Проектная деятельность школьников все более укрепляет свои позиции в современном образовательном процессе. В условиях дополнительного образования – проектирование, является одним из инновационных видов деятельности. Цель данного исследования выявить эффективные методы обучения и определить их значимость в развитии художественно-проектной деятельности. Известно, что любая деятельность результативна в ситуации максимальной заинтересованности, активности ее участников, а также при создании определенных педагогических условий (содержание, формы, методы организации деятельности). В данной статье была рассмотрена значимость активных методов обучения на примере одного из видов проектной деятельности. Активные методы обучения (АМО) – это методы, которые побуждают школьников к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе их собственной мыслительной и практической деятельности. В качестве объекта рассмотрения эффективности АМО была определена деятельность по разработке и созданию проекта баннера для болельщиков «Сочи – зимняя игра, Олимпийская пора», которая осуществлялась на занятиях в образцовом коллективе «Модельное агентство РИК», работающем на базе Центра детского творчества № 4 города Иванова. Целью данного проекта было - создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе проектной деятельности через изучение темы «Сочи – зимняя игра, Олимпийская пора». Каждый обучающийся, выполняя те или иные задачи в процессе проектирования, в том числе, при создании проекта баннера для болельщиков, сталкивается с рядом проблем. При активном обучении обучающийся должен решить их максимально самостоятельно, при участии педагога, задача которого – направить воспитанника на положительный результат. При разработке данного проекта был сформулирован комплекс задач, в том числе, личностные, метапредметные и предметные. Важным условием их реализации выступало создание массива определенного рода наглядности (видеоряд - слайд-презентация, схемы, иллюстрации и другие материалы по теме «Сочи – зимняя игра, Олимпийская пора»), рабочих материалов и оборудования для обучающихся ( ПК, принтер, ватман, маркеры, карандаши, флеш-накопители, клей) и для педагога (мультмедийное оборудование; флипчарт, раздаточный материал, стикеры). На начальном этапе (старт занятия) осуществлялось установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии; настрой на работу, создание благоприятной психологической атмосферы на занятии. Для этого были использованы такие методы, как беседа, игра «Ассоциации» (мысленное представление и пластическое изображение каждым учащимся представителя того вид спорта, который ему нравится или с каким он себя ассоциирует). В ходе беседы определяется мотивация предстоящей деятельности, формулируется творческая задача - разработка плаката или баннера (новое модное слово «баннер», которое раскрывается посредством презентации и установка на работу с компьютером усиливает интерес). Важный момент (прием ) на установку к работе – гимнастика для глаз «Олимпийские кольца» (рисование глазами олимпийских колец). Как показала практика, эффективность работы повышается при условии организации работы в командах (например, креатив-лабораториях или – творческих мастерских), которые получают заказ на разработку баннера для болельщиков. В командах в условиях коллективного обсуждения распределяются роли – задания. В нашем случае учащиеся выбирают соответствующие карточки-задания с изображением определенного объекта: компьютер – для того, кто будет Web-дизайнером; перо – копирайтером, т.е. автором текста; кисть – артдиректором, создателем художественного образа проекта; галстук – криэйтором, т.е. руководителем проекта и ответственным за время; микрофон – спикером, тот кто будет презентовать и защищать проект. На этапе актуализации знаний выполнялось включение обучающихся в активную познавательную деятельность через использование таких педагогических методов и приемов организации работы, как «мозговой штурм» (обсуждение, каким будет баннер, где будут находиться рисунки и логотипы, где будет находиться текст и т.д.), беседа, наблюдение. Освоение новых понятий ( баннер, креатив- лаборатория, проект) осуществлялось методами практического сравнения, анализа, классификаций и обобщения через выполнение учащимися специальных заданий (использование проблемных вопросов и заданий, рассказ учителя с элементами беседы, работа со схемами и т.д.). В ходе знакомства с новым материалом осуществлялась практическая деятельность всех членов команды по распределенным обязанностям. Готовый макет отправляется на печать, а на заключительном этапе – публичная защита проекта (в форме презентации), высказывание мнений, обсуждение итогов работы. Таким образом, результате организации деятельности с использованием АМО выполнены собственные проекты в материале достаточно высокого уровня исполнения, подтверждена эффективность избранных методов. Автор данной разработки был отмечен среди лауреатов на городском конкурсе «Педагог года», где был представлен открытый урок.


Библиографическая ссылка

Парышев А.Е., Ершова Л.В. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-2. – С. 49-50;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5147 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674