В ХХ веке с ростом промышленного производства, а затем с увеличением импортируемых, в основном из Китая, игрушек, их качество, культурная и педагогическая ценность стали заметно снижаться. В последние десятилетия стал возрастать интерес к народной, традиционной игрушке. Изучается ее культурное и педагогический значение. Художники декоративно-прикладного искусства создают образцы игрушек по мотивам традиционной культуры, воссоздают и копируют музейные образцы. Однако эта игрушка – эксклюзивная, штучная. Ситуация же на рынке детских товаров практически не изменилась. Цель данного исследования раскрыть педагогический потенциал традиционной народной игрушки. Современная игрушка создается с единственной целью – развлечение детей, а так называемая «развивающая» игрушка создана для обучения чтению, счету – для подготовки к усвоению школьных знаний. Однако, игрушка народная, рукотворная – некогда служила одним из важнейших педагогических инструментов, способствующим передаче традиций от старших поколений – младшим. С помощью игрушки происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в ней ценностями, представлениями о нравственных идеалах, этических нормах, красоте, пользе; решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации. Народная игрушка несет в себе отпечаток традиционной культуры внутрисемейных отношений, являясь своеобразным защитником современной семьи от разрушительных тенденций нынешнего общества. Приобщение к культуре своего народа, своей страны начинается с первых дней жизни ребенка, с ближайшего окружения малыша. К сожалению, чаще всего окружают его холодные и бездушные резиновые и пластмассовые герои мультфильмов. Особое значение имеет текстильная игрушка. Ткань – мягкий безопасный и красивый материал, однако, часто эти игрушки дублируют пластиковые аналоги. Важной задачей для художников декоративно-прикладного искусства является разработка современной игрушки, удовлетворяющей экономическим и педагогическим требованиям, способной развивать в детях патриотические чувства, знакомить их с культурой своего народа. Текстиль является наиболее подходящим материалом для интеграции современных технологий и народных традиций. Игрушка, выполненная в народных традициях, по мотивам фольклора и классической детской литературы, с малых лет будет прививать детям любовь к своей Родине, к национальной культуре и эстетике. Качественная, высокохудожественная игрушка всегда будет интересна ребенку, такую игрушку поставят на видное место, ею будут любоваться, и, самое главное, - ею будут играть.
Библиографическая ссылка
Прокопьева В.А., Ершова Л.В. СОВРЕМЕННАЯ ТЕКСТИЛЬНАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-2. – С. 50-51;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5148 (дата обращения: 21.11.2024).