Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МЕТОДОЛОГИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Парахонский А.П.
Проблема взаимоотношения общества и природы есть глобальная общечеловеческая проблема, поэтому без новой системы взглядов на мир и место человека в нём, будущие поколения, как биологический вид, обречены на физическое и духовное уничтожение. Решение экологических и социальных проблем как глобального, так и регионального характера возможно только при условии создания нового типа экологической культуры, экологизации образования в соответствии с актуальными нуждами личности и гражданского общества. Потребность в экологическом образовании (ЭО) определяется необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизнедеятельности человека, поскольку разрушение системы экологических отношений, и отсутствие ответственности перед будущими поколениями являются одной из составляющих кризисной экологической ситуации.

На современном этапе развития ЭО становится очевидным, что оно не выполняет важнейшую функцию реального формирования нового экологического мировоззрения, которое может обеспечить выход человечества из экологического кризиса. Концепция устойчивого развития, принятая мировым сообществом как ведущая стратегия предотвращения глобальной экологической катастрофы, требует качественного изменения парадигмы ЭО. В соответствии с новыми ориентирами в основу развития ЭО должна быть положена концептуальная идея, согласно которой оно выступает определяющим фактором утверждения новой цивилизационной модели развития, обеспечивающей улучшение качества жизни человечества при сохранении природной среды, формирования экологически ответственной позиции человека как субъекта социоприродного взаимодействия, переориентации человеческих ценностей с утилитарно-потребительских по отношению к природе на духовные, экологически ориентированные. В соответствии с этой идеей стратегическая цель, обусловливающая общую ориентацию ЭО, определяется как устойчивое развитие общества на основе коэволюции природы и человека.

Концептуальная модель ЭО, отвечающего общим целям развития и современным потребностям общества в подготовке компетентных специалистов, охватывает два взаимосвязанных уровня:

  • методологический базис, включающий онтологическую, антропологическую и аксиологическую составляющие, обусловливающие в совокупности общую ориентацию ЭО на обеспечение устойчивого развития общества (стратегическая цель);
  • педагогическую систему, которая трансформирует философско-методологические представления и стратегическую цель в образовательные концепты ЭО в соответствии с положениями компетентностного подхода и включает: образовательную цель (подготовка социально, экологически, профессионально компетентных специалистов); компетентностно-ориентированный образовательный процесс; прогнозируемый результат (профессионально-экологическая компетентность специалистов).

Профессионально-экологическая компетентность представляет собой интегральную характеристику специалиста, отражающую его способность и готовность к оперативной и эффективной реализации в профессиональной деятельности экологических знаний и опыта на основе целесообразных ценностно-мотивационных установок, универсальных способностей и личностных качеств, обеспечивающих социально, экологически и профессионально целесообразное поведение. Компетентностно-ориентированное ЭО, построенное на основе природно-рефлексивной и витагенной технологий, выступает условием и фактором устойчивого коэволюционного социоприродного развития, что соответствует базовым концептуально-методологическим установкам современного образования.

Цель дидактической системы ЭО, конкретизированную в соответствии с концептуальными идеями технологий, послуживших основой его организации, можно сформулировать следующим образом: формирование профессионально-экологической компетентности обучающихся на основе их непрерывного личностно-профессионального устойчивого развития-саморазвития. Целевой компонент дидактической системы выступает основным управляющим фактором организации и функционирования всей системы посредством иерархической системы учебных целей, которые позволяют целесообразно конструировать все компоненты дидактической системы. Кроме того, цель в свёрнутом виде содержит концептуально значимые методологические установки, отражающие базовые идеи коэволюции, устойчивого развития, ключевых компетенций и саморазвития, которые также обусловливают организацию дидактической системы, сущностное наполнение её компонентов и характер их взаимосвязи.

Организационно-структурный компонент дидактической системы отражает технологическую организацию процессуально-деятельностных дидактических элементов - методов, форм и средств обучения, которая обуславливает их интеграцию в единое развивающее пространство, имеющее трёхуровневую структуру, что в свою очередь позволяет кардинально преобразовать процесс обучения в его основных сущностных аспектах:

  • обучение предстаёт не как процесс передачи информации (знаний), а как способ и форма жизнедеятельности обучающих и обучающихся, который органично включает в себя, в том числе и информационный обмен, а также как источник витагенного опыта;
  • взаимодействие «педагог - обучающиеся» приобретает не просто субъект-субъектную форму, а характер непрерывного соразвития (коэволюции) субъектов взаимодействия в процессе образования;
  • отношения всех участников процесса обучения рассматриваются как коммуникативные системы, моделирующие социоприродные отношения.

Это не только обеспечивает достижение поставленных образовательных целей, но и позволяет решить одну из чрезвычайно актуальных задач современности - преодолеть отрыв образовательного процесса от социокультурного и социоприродного развития, который произошёл в рамках традиционной когнитивно-репродуктивной парадигмы образования. Обязательным педагогическим условием технологической организации ЭО является комплексное научно-методическое и мониторинговое сопровождение всего образовательного процесса, разработанное в соответствии с методологическими требованиями базовых технологий.

Основными показателями профессионально-экологической компетентности студентов вуза являются:

  • признание самоценности природы как ценностная ориентация личности;
  • экологически ориентированная иерархия личностных ценностей;
  • мотивационная установка на экологически целесообразное поведение в любой области деятельности;
  • уровень усвоения профессионально-экологических знаний;
  • уровень развития у студентов универсальных профессиональных способностей - исследовательских, проектировочных, организаторских, коммуникативных;
  • уровень сформированности личностно-профессиональных качеств: информационно-аналитических, организационно-исполнительских, системно-интегрированных, нормативно-правовых.
  • сформированность личностных качеств: толерантность, ответственность, демократичность, организованность, инициативность, требовательность.

Библиографическая ссылка

Парахонский А.П. МЕТОДОЛОГИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 7. – С. 40-42;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=515 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674