Неотъемлемой частью жизни представителей любого этноса является питание. Оно уже давно перестало выполнять лишь функцию восполнения энергетических потерь. Сегодня для многих людей то, что они употребляют в пищу, является признаком принадлежности к определенной группе в социальной стратификации. Население Китая не только не стало исключением из этой системы, но и в контексте его огромного количества выявляет некоторые специфические черты. В связи с этим проблема качества и безопасности продуктов питания заставляет руководство Китая искать ответы на многие вопросы этой области и искать их не откладывая.
Процессы глобализации, столь сильно влияющие на все стороны жизни китайской нации, отражаются и во вкусовых предпочтениях. Ускоряющиеся глобализационные процессы пытаются отодвинуть национальную кухню на задний план [1]. В современном Китае жители мегаполисов предпочитают употреблять в пищу элементы “fastfood”. Элементы потому, что вовсе не обязательно это будет привычный гамбургер или картофель фри. Популяризируются сегодня и такие китайские бистро, которые предлагают паровые баоцзы, лапшу, блинчики, фрукты в карамели. Совершенно привычным в таких местах общепита становится и наличие WiFi, выступая в качестве определенного бонуса для привлечения клиентов. Однозначно, что такие «китайские бистро» подстраиваются к китайским традициям и культуре, оставаясь популярными, в большей степени, среди молодежи.
Представители высшего класса китайского общества предпочитают и главное – могут себе позволить – чистые продукты органического происхождения. Безусловно, сейчас в Китае создаются условия для развития органического сельского хозяйства. Но экологическая ситуация в Китае, конечно, не позволит этой стране стать мировым лидером в производстве экологически чистой сельскохозяйственной продукции, делая цены на нее безумно дорогими. Органическое производство в Китае сегодня засекречено до такой степени, что доступ к таким продуктам имеют лишь высокопоставленные чиновники. Поэтому такие продовольственные компании не делают себе рекламу, чтобы не афишировать свою направленность на конкретных потребителей [2].
Низшие слои населения вынуждены питаться менее чистыми и менее здоровыми продуктами. В последнее время остро ставится проблема преобладания вредных веществ в продуктах. Совсем недавно в Китае были обнародованы факты заболевания малолетних детей мочекаменной болезнью, вызванной употреблением сухих молочных смесей производства китайской компании «Саньлу». Компания применяла в производстве детского питания меламин – химическое вещество, используемое в производстве пластика. Жертвами меламина в Китае стали более 50 тысяч детей, четверо скончались, многие до сих пор находятся в больницах [3].
Таким образом, феномен «стратификации питания» в Китае активизируется под воздействием глобализационных процессов и выявляет не только явные различия в структуре питания между разными группами населения, но и определяют здоровье как критерий социального благополучия общества и всего государства. Понятие «экологически безопасная продукция» становится ключевым для многих китайских диетологов, социологов и даже политиков. Экологизация сельскохозяйственной деятельности может изменить ситуацию, поэтому сегодня не только важно сохранить интерес к традиционной китайской кухне, но и найти пути решения экологических проблем в пищевой промышленности, что сделает доступным хорошее и здоровое питание для всех слоев китайского общества.
Библиографическая ссылка
Иванова М.С., Морозова В.С. ФЕНОМЕН «СТРАТИФИКАЦИИ ПИТАНИЯ» В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ КИТАЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-2. – С. 97-98;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5218 (дата обращения: 21.11.2024).