Известно, что успешное социально – экономическое, политическое, культурное развитие страны во многом зависит от выверенной системы стратегического планирования. Не исключением является и современный Китай.
Многие востоковеды указывают, что специфику развития КНР в целом обуславливают особенности стратегического мышления, характерные для китайского народа. Так, профессор Тамканского университета (Тайвань) В. Малявин отмечает: «В Китае всё: и власть, и мораль, и философия, вообще жизнь носит стратегический характер. Всё, что китаец не делает, работает на определенную стратегию»[2]. Любая китайская стратегия является результатом тщательного анализа условий, при которых возможно успешное достижение поставленной цели.
Следует отметить значимую роль культуры в стратегическом планировании КНР и в политике китайского государства в целом. Так, в постановлении 6 пленума ЦК КПК 17 – го созыва была подчеркнута необходимость непрерывного повышения международного влияния китайской культуры.
Депутат 18 – го съезда КПК, профессор, директор института инновации и популяризации культуры Пекинского педагогического университета Юй Дань отмечает, с одной стороны, тенденцию распространения и популяризации китайской культуры за рубежом, а с другой стороны, выделяет процессы интеграции китайской и мировой культуры[3].
В данном контексте целесообразно рассмотреть вопросы культурной безопасности и необходимость её обеспечения. Понятие культурной безопасности многогранно. Главным образом, оно включает сохранность языка и письменности, обычаев и привычек, идеологических ценностей, безопасность образа жизни. Главная задача культурной безопасности состоит в устранении и нейтрализации скрытых культурных угроз, противостоянии экзогенному культурному шоку и гарантии культурного суверенитета.
От эффективной политики в области культурной безопасности любого государства зависит уровень культуры и её сохранность, возможность передачи культурных ценностей из поколения в поколение, сплоченность общества и его развитие.
В настоящее время в Китае существует множество организаций по распространению китайской культуры за рубежом. Изучение языка играет первостепенную роль в данном процессе и является инструментом ознакомления мирового сообщества с традиционными элементами культуры Китая. Китайская культура за рубежом постепенно становится инструментом влияния на массовое сознание. Так, цирковое искусство, ушу, пекинская опера, народная музыка стали предметом восхищения среди ценителей искусства[1].
Китай уделяет особое внимание формированию в мире адекватного и объективного восприятия культурных образцов своей цивилизации. Положительный международный имидж является залогом успешной внешнеполитической деятельности государства, поэтому экспорт продукции радио и телевидения, экспорт китайской литературы, перевод китайских книг и фильмов на языки мира являются средствами достижения стратегических задач КНР не только по обеспечению культурной безопасности государства, но и по расширению влияния своего социокультурного пространства на другие страны.
Библиографическая ссылка
Хатькова К.С., Абрамова Н.А. КУЛЬТУРНЫЕ СТРАТЕГИИ КНР КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-2. – С. 102-102;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5221 (дата обращения: 21.11.2024).