Критерии исследования речевых жанров могут быть систематизированы в модели. При этом создание универсальной модели исследования практически невозможно. В связи с наличием огромного количества жанров и серьезных различий между большинством из них, универсальная модель не сможет объединить в себе критерии, учитывающие все лингвистические факторы. Поэтому существующие модели функционируют в пределах жанровых систем отдельных сфер коммуникации. Многие лингвисты предлагают свои модели исследования речевых жанров. Например, Анна Вежбицка предлагает исследовать речевые жанры, «опираясь в анализе на элементарные иллокутивные компоненты, соответствующие простым ментальным актам говорящих людей». Т.В. Шмелева выделяет семь критериев характеристики речевого жанра: информативные, императивные, этикетные, образ автора, образ адресата, образ прошлого, образ будущего, диктумное (событийное) содержание и параметр языкового воплощения.
М.М. Бахтин, внесший огромный вклад в развитие теории речевых жанров, в своей работе «Проблема речевых жанров» выделяет два ведущих компонента исследования: композицию и стиль. «Говорящий с его мировоззрением, с его оценками и эмоциями с одной стороны и предмет его речи и система языка (языковых средств) — с другой — вот и все, чем определяется высказывание, его стиль и его композиция».
Таким образом, существуют различные модели исследования речевого жанра. Но они не могут обеспечить полный анализ любых текстов. Поэтому каждому жанру или группе жанров должна соответствовать собственная модель. Автор выбирает и перераспределяет элементы окружающего мира в соответствии с собственным творческим замыслом [1].
Библиографическая ссылка
Белимова А.Д., Шушарина Г.А. ЖАНРОВЫЕ МОДЕЛИ КАК СПОСОБ АНАЛИЗА ТЕКСТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-2. – С. 133-133;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5245 (дата обращения: 21.11.2024).