Общеизвестно, что человек при рождении получает официальный индивидуальный номинативный знак - личное имя. Обычаи и традиции, связанные с наименованием личности, присвоением имен, в разные времена среди разных народов были всегда оригинальными. Собственные личные имена в этой связи прежде стали объектом внимания философов, а затем учёных-филологов. Сегодня причины возникновения, этапы становления, распространение, назначение всей совокупности антропонимических знаков изучают лингвисты, историки, литературоведы, психологи, этнографы, географы, каждый из которых предлагает свою интерпретацию ставшего спутником жизни человека назывного слова.
Личное имя следует считать одним из особых разрядов слов в антропонимики, до XV в., имевшим самое широкое значение. Человека, подобно многим предметам и явлениям действительности, могли именовать, нарекать, называть, прозывать и т. п., а отсюда и богатый синонимический ряд слова имя в терминологическом определении собственно личного имени: «рекло», «имя», «назвище», «прозвище», «название», «прозвание», «проименование» [Тупиков 1992: 15]. В XVIII–XIX вв. состоялась определенная дифференциация в системе терминологической антропонимики. Термин название стали употреблять для именования вообще, а вербальный знак имя (или имена) стал индивидуальным понятием, символом человека. В.И. Даль отмечал в словаре: «Имя предмета – название; имя животного – кличка; имя человека – собственно имя, по угоднику, ангельское, крестное и рекло, которое встарь не оглашалось» [Даль 2000: 43]. Традиции, связанные с имянаречением, у разных народов были различными. Среди восточных народов имя давалось в соответствии с расположением небесных светил, а также в зависимости от дня, в который родился ребенок, и не менялось в течение всей жизни [Никонов 1993: 18].
Ученые-ономасты (В.Д. Бондалетов, С.И. Зинин, Н.В. Подольская, В.К. Чичагов, А.В. Суперанская, В.А. Никонов, Н.К. Фролов, Н.Н. Парфёнова, В.А. Горина и др.) считают, что ономастика изучает собственные имена живых существ, к которым относит «личные имена людей, отчества, прозвища, фамилии, псевдонимы, а также географические названия и другие обозначения индивидуальных объектов» [Фролов 2004: 67].
Антропонимы – собственные именования людей: имена личные, патронимы (отчества или другие именования по отцу), фамилии, родовые имена, прозвища, псевдонимы, криптонимы (скрываемые имена) явились предметом внимания особой науки – антропонимки» [ЛЭС 1990: 36]. В антропонимике разграничивают некалендарные (мирские) и канонические (календарные) личные имена, а также различные формы одного имени: литературные и диалектные, официальные и неофициальные. Многие отечественные и зарубежные ученые уже в XIX–XX вв. пытались выявить структурно-семантические особенности антропонимов. В.А. Никонов пишет, что раньше не существовало деления на имена собственные и нарицательные. Различие появилось постепенно, на протяжении тысячелетий. «Первоначально в личных именах закреплялись какие-то отличительные признаки называемого (Беляй, Губа, Шуба), что-либо из окружающей среды (Дуб, Бык, Щука), слова, отражающие трудности родов (Томило, Истома), отношения родителей (Ждан, Неждана, Забава, Милава) и т. д. Это имена первичные, которые возникают каждый раз заново из нарицательных слов. К ним не раз возвращались, называли детей в честь предков, и такие имена переходили в разряд собственных. Первичные имена продолжают встречаться и сегодня лишь у некоторых малых народностей» [Никонов 1993: 12-13].
Современные славянские имена прошли длительный путь развития. Используемым в настоящее время для именования личным именам, в своем большинстве нерусским по происхождению, предшествовали автохтонные, т. е. исконные, славянского происхождения, имена. Они широко представлены в древнерусских письменных памятниках. Так, в «Повести временных лет» упомянуты древние русичи, носившие русские имена: Горд, Дружина, Мал, Неудача, Тишина, Черныш, Голуба, Лебедь, Милава, Несмеяна. Именной фонд был практически малоограничен, если не учитывать обычаи, традиции и славянские верования. В записи одного из книжников XVI в. по поводу наречения именем ребенка читаем: «первых родов и времён человецы… до некого времени даяху детям своим имена, яко же отец или мати отрочати изволит, или от взора и естества детища, или от времене, или от вещи, или от притчи. Тако де и славяне прежде крещения их даяху имена детям своим: Богдан, Бажен, Первой, Второй, Любим и таковы» [Зинин 1972: 54].
Имя одухотворяло природу, с ним была связана вера в магическую силу слова, оно являлось оберегом от «нечистой силы, поэтому исконное имя родители «таили» от колдунов. В имя вкладывается определённый смысл, в нем могло выражаться свойство, качество, пробуждение народного самосознания [Зинин 1972: 78]. Смысл, который вносился в то или иное имя, определялся конкретными событиями в жизни людей.
Библиографическая ссылка
Картышкина В.М. ЛИЧНОЕ ИМЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ ЯЗЫКОЗНАНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-2. – С. 144-145;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5265 (дата обращения: 03.12.2024).