Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РЕФОРМА СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕСТО В НЕЙ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО АСПЕКТА МОРДОВСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Матвеева Л.А.
Всесоюзный съезд работников народного образования (1988 г.) стал точкой отсчета в практическом строительстве государственно-общественной системы, какой становится народное образование. Было заявлено, что сельская школа (национальная) продолжает оставаться важным звеном в системе образования. Предполагалось активно развивать национально-русское двуязычие, коренным образом улучшить изучение и преподавание языков народов СССР, расширить в школах практику совместного обучения на русском и родном языках.

В Республике Мордовия в условиях демократизации общественной жизни с конца 1980-х гг. начались процессы возрождения национального образования, возвращения мордовского языка в школу. Программа «Национальная школа», «Концепция регионального компонента содержания образования», «Программа национального развития и межнационального сотрудничества народов Республики Мордовия» (1997 г.), «Закон об образовании в Республики Мордовия» (1998 г.), «Закон о государственных языках Республики Мордовия» (1998 г.) и ряд других документов заложили нормативно-правовую и концептуальную основу функционирования мордовского национального образования. На региональном уровне законодательно утверждался принцип конституционного права обучения и воспитания детей и подростков на родном языке.

На начало 2009 - 2010 учебного года в Республике Мордовия имелось 155 национальных (мордовских) школ и 7 670 учащихся, изучающих с 1 по 11 классы мордовские (мокшанский, эрзянский) языки и мордовскую литературу как предмет по учебному плану национальных школ. В 300 русскоязычных школах РМ изучают мордовские (мокшанский, эрзянский) языки 15 493 учащихся. В общеобразовательных учреждениях РМ функционирует 161 музей (уголков) национально-региональной направленности; 164 - кабинета родного языка. В общеобразовательных учреждениях ведется 158 кружков национально-региональной направленности, в них обучается 2 750 учащихся. Факультативов национально-региональной направленности - 100, в них обучается 1 881 учащийся.


Библиографическая ссылка

Матвеева Л.А. РЕФОРМА СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕСТО В НЕЙ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО АСПЕКТА МОРДОВСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 7. – С. 23-23;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=533 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674