Примерно во второй половине XVII века разделились два понятия «воспитание» и «обучение». Несмотря на то, что «воспитание» уже употреблялось, как педагогическое понятие, оно тесно было связано с понятием «образование». Позже оно полностью приобрело самостоятельное значение.
Известно, что для формирования личности необходимо взаимодействие и воспитания, и обучения. Хотя долго ходило мнение, что если обучение воспитывает личность, то нет смысла уделять воспитанию отдельного внимания.В образовательной области «Технологии» воспитательными возможностями, главным образом является использованием труда на уроке. При этом трудовому обучению предшествует теоретическое объяснение материала.
Луначарский А.В. же довольного четко разграничивал два понятия – воспитание и обучение «Воспитание - не является одним обучением... ибо человек состоит не только из одного ума, который можно определенным образом наполнить знаниями, но даже при самых прекрасных сведениях и при самом лучшем образовании в смысле обучения человек может, тем не менее, в смысле своих чувств и своей воли быть чрезвычайно отсталым». [1]
Понятие воспитанности означало уровень сформированности у учащегося общественных и эстетических норм, как одной из главных сторон его развития.
Советское время повлияло на развитии педагогики, что в итоге отразилось на целях воспитания. В последующем понятие «воспитание», все больше впитывало в себя идейно-политические аспекты. На тот момент главным ориентиром этического воспитания, была провозглашена мораль строителя коммунизма.
В то время было написано много научных трудов и учебных пособий, которые отражали идеи коммунистического воспитания.
В советский период у понятия «воспитание» было несколько определений:
- влияние воспитателя на воспитанника с заданной целью
- создание благоприятной обстановки для развития и формирования личности
- управление формированием и развития личности
- передача социального опыта от старшего поколения к младшему
Некоторые из этих определений утвердились в справочных источниках. Рассмотрим пару определений «воспитания».
«Воспитание — передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду». [2]
«Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности в условиях социализма. Воспитание имеет целью формирование коммунистического сознания и поведения, всесторонне развитой личности, подготовку активных и сознательных строителей коммунизма. [3]
Именно в советское время, труд был провозглашен основой жизнедеятельности. Это способствовало развитию труда в школе, как дисциплины.
В настоящее время дисциплина трудового воспитании в школе называется «Технология». Трудовая деятельность – главный вектор для формирования профессиональных способностей. При этом главной чертой воспитательных возможностей образовательной области «Технология», на данный момент, это соединение обучения с трудовым воспитанием, что является основой для любой профессии.
Библиографическая ссылка
Бавшин Р.Д. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕХНОЛОГИЯ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-1. – С. 10-11;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5427 (дата обращения: 21.11.2024).