Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»

Ушакова Л.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
1. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Сфера, 2009. - 482 с.
2. Шипицына Л.М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицина. Омск: Омскиздат, 1996. - 620 с.

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. На протяжении длительных наблюдений за воспитанниками МКУ «СРЦ» Маленький принц»» я выявила, что дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.

Трудности в становлении межличностного общения детей в сегодняшних условиях связаны с дефицитом их воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Для преодоления этих трудностей в воспитательно-образовательной работе с младшими школьниками необходимо уделить внимание развитию межличностного общения ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми.

Для преодоления этих трудностей мною была создана реабилитационная программа «Шаг в будущее».

Цель программы:

Формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

Основные задачи:

  • Сформировать потребность общения в новом социальном окружении.
  • Развивать уверенность в себе, ощущения собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки в игровом взаимодействии.
  • Воспитать толерантность.

В результате реализации программы происходит ряд изменений в личности ребенка:

  1. Формирование коммуникативных и социальных навыков.
  2. Развитие наблюдательности, как влияет собственное поведение на окружающих, развитие понимания.
  3. Освоение новых ролей.
  4. Повышение самооценки и укрепление личностной идентичности.
  5. Развитие навыков принятия решений и ответственности за принятое решение.

В сентябре 2013 года мной был проведен анализ результативности реализации программы «Шаг в будущее». Для оценки результативности программы были использованы данные мониторингового исследования детей, проходивших реабилитацию в МКУ «СРЦ «Маленький принц»» в августе 2013 года. Исходные данные получены в результате анализа анкеты «Ступени развития», которая позволяет проследить динамику развития личности ребенка, за период его пребывания в группе «Алый парус». В результате анализа анкеты строится диаграмма (приложение 2). Построение диаграмм не только отражает изменения в развитии несовершеннолетнего, но и наглядно демонстрирует эффективность деятельности всех специалистов отделения, направленную на реабилитацию несовершеннолетнего, находящегося в трудной жизненной ситуации.

В исследовании приняло участие 23 человека, из них 12 девочек и 11 мальчиков в возрасте от 8 до 11 лет. Средний возраст детей, посещающих группу дневного пребывания – 10, 1 года. В исследовании меня интересовал аспект «Развитие навыков общения» у детей младшего школьного возраста. В результате анализа анкет были получены следующие данные:

Сравнительный график результатов анкеты «Ступени развития»

(мальчики)

uschak1.wmf

(девочки)

uschak2.wmf

Условные обозначения:

uschak4.tif

Ось Х-номер ребенка, принимающего участие в исследовании:

Ось У- количество баллов, в соответствии с анкетой «Ступени развития».

По данным полученным из в ходе анализа аспекта «Развитие навыков общения», анкеты «Ступени развития» (мальчики).следует отметить, что у Сергея Д. повысился уровень развития навыков общения с 4 баллов до 5, у Германа Я. повысился уровень развития навыков общения с 3 баллов до 4. У остальных воспитанников этот показатель по данным анализа не изменился.

Анализируя аспект «Развитие навыков общения», анкеты «Ступени развития» (девочки), следует отметить, что у Арины А. повысился уровень развития навыков общения с 3 баллов до 4, у Алены К. повысился уровень развития навыков общения с 3 баллов до 4, у Ирины К. повысился уровень развития навыков общения с 4 баллов до 5. У остальных воспитанников этот показатель по данным анализа не изменился.

Таким образом, можно сказать, что в поведении и личности воспитанников произошли некоторые изменения. Соответственно можно утверждать, что составленная мною программа «Шаг в будущее» достаточно эффективна в отношении работы с детьми, но ее необходимо проводить более длительный промежуток времени, систематически и планомерно, чтобы достичь высоких результатов и более кардинальных изменений в личности ребенка.

Приложение 1

Анкета «Ступени развития»

Ф.И.О несовершеннолетнего Алексей К.

Ф.И.О воспитателя Ушакова Л.В.

Инструкция: Оцените по 5 – ти бальной системе деятельность ребенка в различных направлениях.

Количество баллов

Характеристика

1 ППК

2 ППК

Развитие навыков общения.

5 б.

Взаимоотношения со сверстниками дружеские, бесконфликтные, среди детей занимает позицию «лидера». Со взрослыми вежлив, уважителен, тактичен. На замечания реагирует адекватно.

 

+

4 б.

Взаимоотношения со сверстниками ровные, дружеские, но эпизодически проявляет конфликтность, среди детей занимает позицию «предпочитаемого» ребенка.Со взрослыми вежлив, уважителен. На замечания реагирует адекватно.

+

 

3 б.

Взаимоотношения со сверстниками избирательные, дружит с несколькими детьми, по отношению к другим детям, младшим, а также взрослым, проявляет агрессивность. Среди детей занимает позицию «пренебрегаемого» ребенка. На замечания реагирует адекватно.

   

2 б.

Взаимоотношения со сверстниками, агрессивные, конфликтные. Пренебрежительно относится к младшим детям, среди детей занимает позицию «пренебрегаемого» ребенка. Со взрослыми высокомерен, бестактен, груб. На замечания реагирует не адекватно.

   

1 б.

Взаимоотношения со сверстниками, агрессивные, конфликтные. Негативно относится к младшим детям, среди детей занимает позицию «изолированного» ребенка. Со взрослыми груб, не сдержан. На замечания реагирует не адекватно.

   

Приложение 2

Анализ анкеты «Ступени развития» Ирины К.

uschak3.wmf


Библиографическая ссылка

Ушакова Л.В. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ШАГ В БУДУЩЕЕ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-1. – С. 45-47;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5448 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674