Стремительная глобализация в современном мире, большие объемы поступающей информации требуют от современного человека хорошего знания английского языка, а также наличия развитых навыков в области отбора, анализа, систематизации и запоминания необходимой информации. Закладывать основы для развития данных навыков необходимо еще в период школьного обучения. Особо благоприятствует этому старшая школа – 10-11 классы, так как в период ранней юности (15-18 лет) у школьников происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти, начинает развиваться логическая память, что способствует интеллектуальному росту и развитию личности ребенка [1].
В данном контексте представляет интерес линия учебников по биологии В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова и Н.И. Сонина для профильных 10-11 классов [2]. Авторы программы представляют необходимым включение в курс биологии изучение основных биологических терминов на английском языке, а также предлагают в качестве дополнительного учебного материала англоязычное резюме по каждой главе [3]. В связи с этим встает вопрос, каким образом упростить и мотивировать работу обучающихся старших классов по данному направлению. На наш взгляд, включение элементов эйдетики позволит заинтересовать обучающихся, сделать процесс запоминания более творческим и насыщенным положительными эмоциями.
Эйдетика является достаточно молодым направлением в изучении субъективных наглядных образов. Доказано, что способность к восприятию эйдетических образов наблюдается у детей с самой различной конституцией и степенью начальной подготовки. На современном этапе развития науки вопросу использования эйдетических техник посвящено большое количество научных работ психологов, педагогов, философов (Антощук Е.В., Гиппенрейтер Ю.Б., Матюгин И.Ю., Романов В.Я. и мн.др.). Основной любого обучающего процесса является запоминание – без этого школьники не смогут в полной мере усваивать информацию, полученную на уроках, не будут иметь возможность использовать знания и навыки, полученные в образовательных учреждениях. Сведения подобно страницам книги располагаются в мозге – при необходимости человек «перелистывает» их и находит нужное место. Одной из технологий запоминания выступает мнемотехника (эйдетические образы) [4,5].
Нами были разработаны методические материалы по биологии для обучающихся профильных 10-11 классов, которые представляют собой систему визуализированных ситуаций, способствующих запоминанию термина, а также ряд творческих заданий.
Реализация данной педагогической задачи предполагает прохождение следующих этапов: диагностика потенциала использования мнемонических техник запоминания обучающимися; ознакомление с мнемоническими техниками запоминания, формирование навыка пользования техниками запоминания посредством взаимодействия с преподавателем и в рамках индивидуально-групповой работы, оценка освоения навыка пользования техниками запоминания, рефлексия.
Первый этап предполагает определение ведущего типа восприятия (аудиального, визуального или кинестетического), посредством диагностики доминирующей перцептивной модальности по С. Ефремцевой.
Ознакомление с мнемоническими техниками запоминания основывается на приведении примера предъявляемого термина, его транскрипции и ситуации, способствующей его последующему воспроизведению (см. таблица 1).
Таблица 1
Иллюстративный материал для запоминания слов (этап 2)
Термин |
PROPERTY |
Перевод |
свойство |
Транскрипция |
[′ prɒpətɪ] |
Иллюстрация |
|
Ситуация запоминания |
ПРО ПЕТю можно сказать, что ему свойственно петь |
Обучающимся предлагается прочитать термин вслух, ознакомиться с его переводом и транскрипцией (PROPERTY [′prɒpətɪ] – свойство); просмотреть вариант ситуации запоминания, предложенный авторами («ПРО ПЕТю можно сказать, что ему свойственно петь»). При этом заглавные буквы способствуют запоминанию транскрипции термина, перевод которого в свою очередь также присутствует в описании ситуации запоминания (выделен шрифтом).
Включаясь в ситуацию запоминания, обучаемый воспринимает рисунок и запоминает те буквы, которые выделены крупным шрифтом. В дальнейшем вспомнив ситуацию, обучаемый сможет воспроизвести несколько ключевых букв, которые натолкнут его на то слово, которое кроется в памяти. Кроме того, предлагается не просто предъявить обучающимся конкретную ситуацию для запоминания, сопровождаемую авторскими иллюстрациями, но и активно включить школьников в процесс конструирования подобных ситуаций посредством выполнения общего и группового творческих заданий, направленных на самостоятельную разработку ситуаций запоминания предлагаемых биологических терминов (см. таблица 2).
Таблица 2
Творческие задания для обучающихся (этап 3)
Термин |
Heredity |
Перевод |
наследственность |
Транскрипция |
[hɪ′rɛdɪtɪ] |
Иллюстрация |
|
Творческое задание |
Изучите наглядный материал. Предложите ситуацию для запоминания слова. |
Диагностика достигнутого результата осуществляется посредством выполнения контрольных заданий на воспроизведение изученного материала: на основе соотнесения термина и ситуации его запоминания, а также на основе оценки продуктивности групповой творческой работы.
Результативность работы обучаемых по каждому из этапов оценивается по совокупности критериев, которые соотносятся со шкалой оценки «низкий – средний – высокий». Каждому показателю шкалы соответствуют определенные критерии: например, для этапа «Воспроизведение» выделены следующие критерии:
«низкий уровень» (0-5) – обучаемый не может воспроизвести более, чем 5 слов;
«средний уровень» (6-10) – обучаемый может воспроизвести от 6 до 10 слов;
«высокий уровень» (11-15) – обучаемый может воспроизвести более 11 слов.
Максимальное количество слов, предъявляемое обучаемому – 15.
Подобного рода шкала используется на каждом этапе диагностики результата. По совокупности показателей выводится средний балл. По итогам работы предполагается совместная рефлексия преподавателя и обучаемых.
Мы считаем, что данный подход будет способствовать развитию образной памяти, навыков концентрации внимания, способности воображения, что в свою очередь может оказать положительное действие на самореализацию личности школьника в обществе в дальнейшем.
Идея изучения английского языка в курсе биологии, на наш взгляд, является одной из перспективных в направлении совершенствования профильного образования на уровне старшей школы. Это обусловлено тем, что представляется возможным не только установление межпредметных связей, но и активное развитие профильной подготовки, способствующей дальнейшему включению обучающихся в программы обмена в сузах и вузах.
Библиографическая ссылка
Брокарева Е.А., Александрова Е.Ю. ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА В КУРСЕ БИОЛОГИИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ПОСРЕДСТВОМ ЭЙДЕТИКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-1. – С. 65-67;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5475 (дата обращения: 21.11.2024).