Основой высокой работоспособности во всех видах деятельности является хорошая физическая подготовленность, которая не может быть достигнута без достаточного уровня развития основных физических качеств и сформированности двигательных умений и навыков. Высокий уровень развития физических способностей – основа для овладения новыми видами двигательных действий.
Бадминтон, оказывая разностороннее воздействие на организм, обеспечивает большое разнообразие двигательных действий, способствует накоплению двигательного опыта, развитию двигательной памяти, позволяет приобретать широкий круг двигательных качеств.
Изучение и анализ литературы по теоретико-методическим основам формирования двигательных умений младших школьников, влиянии занятий бадминтоном на процесс формирования двигательных умений и совершенствование физических качеств, подтвердили актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования - изучить теоретико-методические основы двигательных умений у младших школьников, и экспериментальным путем определить показатели физического развития, физической подготовленности и сформированности двигательных умений у младших школьников МОУ СОШ №1 им. М.А. Погодина г. Полярный Мурманской области, занимающихся бадминтоном.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс младших школьников, занимающихся бадминтоном.
Предмет исследования - двигательные умения младших школьников на занятиях по бадминтону.
Гипотеза исследования – предполагаем, что показатели физического развития, физической подготовленности и сформированности двигательных умений младших школьников, занимающихся бадминтоном, соответствуют возрастным и анатомо-физиологическим показателям детей данного возраста и требованиям программы по физическому воспитанию МОУ СОШ №1 им. М.А. Погодина г. Полярный Мурманской области.
Задачи исследования:
- Выявить особенности физического развития и физической подготовленности младших школьников.
- Раскрыть сущность и содержание бадминтона как средства физического воспитания младших школьников.
- Изучить содержание методики начального обучения игре в бадминтон.
- Определить показатели физического развития, физической подготовленности и сформированности двигательных умений у детей младшего школьного возраста МОУ СОШ №1 им. М.А. Погодина г. Полярный Мурманской области, занимающихся бадминтоном.
Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы, тестирование, констатирующий педагогический эксперимент.
Эксперимент проводился в феврале-апреле 2013 года, в нем участвовало 12 мальчиков 9–10 лет, посещающих во внеурочное время занятия в группе начальной подготовки по бадминтону. Занятия проводились 2 дня в неделю.
Методика проведения учебно-тренировочных занятий по бадминтону, направленных на совершенствование двигательных навыков и развитие физических качеств испытуемых, строилась на основе программы по бадминтону для учащихся школ (автор В.А. Лепешкин) и учащихся ДЮСШ (под редакцией А.П. Горячева и А.А. Ивашина) [5,3].
На заключительном этапе исследования проводилась обработка и анализ полученных результатов.
Изучение показателей физического развития учащихся определялось путем измерения антропометрических данных – роста, веса, окружности грудной клетки. Для этого были использованы следующие тесты: измерение длины тела; измерение веса; измерение окружности грудной клетки.
Анализ результатов антропометрических измерений позволяет утверждать, что показатели роста, веса, окружности грудной клетки младших школьников, учащихся
МОУ СОШ №1 им. М.А. Погодина г. Полярный Мурманской области, занимающихся бадминтоном, соответствует средним показателям, характерным для возраста 9-10 лет.
Для определения показателей физической подготовленности младших школьников, занимающихся бадминтоном, нами использовались общепринятые, рекомендованные учебной программой по физической культуре, контрольные упражнения: бег на 30 метров; прыжок в длину с места; челночный бег 3х10 метров; прыжки со скакалкой (за 1 минуту); поднимание туловища из положения лежа (за 1 минуту).
Сравнив полученные данные с нормативами физической подготовленности для мальчиков 9-10 лет [6], нами были сделаны следующие выводы.
Высокий уровень развития скоростных и скоростно-силовых способностей определен у 66,6% юных бадминтонистов. Средний уровень данных способностей выявлен у 43,4% младших школьников (рис. 1,2).
Рис. 1. Уровень развития скоростных способностей
Испытуемых с низким уровнем развития скоростных и скоростно-силовых способностей выявлено не было.
Рис. 2. Уровень развития скоростно-силовых способностей
Проведение теста «челночный бег 3х10 метров» позволило определить уровень развития координационных способностей начинающих бадминтонистов. Он оказался выше среднего у 42% испытуемых (рис.3) и средний – у 58% спортсменов.
Рис. 3. Уровень развития координационных способностей
Темпы общего прироста силовых способностей в младшем школьном возрасте достигают 38%, среднегодового прироста – 12,7% (В.Ф.Ломейко, В.И.Лях, 2007). Данные наших исследований косвенно подтверждают общие статистические показатели. У 25% занимающихся отмечен высокий уровень развития силовых способностей (рис. 4) .
Рис. 4. Уровень развития силовых способностей
75% бадминтонистов продемонстрировали средний уровень развития данного качества.
Сформированность двигательных умений мы определяли по уровню сформированности техники выполнения ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, используя трёхбалльную систему оценки техники движений, предложенную Н.В.Алябьевой [2]:
- 3 балла – правильное выполнение движения, двигательный навык сформирован, автоматизирован;
- 2 балла – недостаточно правильное техническое выполнение (необходима подсказка преподавателя);
- 1 балл – неправильное выполнение движения [1].
Данные по уровню сформированности двигательных навыков и умений представлены на рис 5.
Полученные результаты свидетельствуют о высоком уровне развития двигательных умений у 25% занимающихся, у 66,6% - выше среднего.
Рис. 5. Показатели сформированности двигательных умений
Материалы проведенного исследования позволяют сделать следующее заключение:
1. Изучение и анализ педагогической, медико-биологической, научно-методической литературы подтвердили актуальность выбранной темы исследования.
2. Результаты исследования показали, что уровень развития вышеперечисленных показателей соответствует средним показателям, характерным для младшего школьного возраста, а по некоторым параметрам и превышают средние результаты (показатели развития скоростных и скоростно-силовых способностей превышают средний уровень у 60% группы, координационные способности выше среднего у 42% , силовые способности превышают средний уровень у 25% занимающихся).
3. Сформированность двигательных умений выше среднего у 66% учащихся, занимающихся бадминтоном.
4. Данные, полученные нами в результате исследования, позволяют сделать вывод, что занятия бадминтоном, оказали положительное воздействие на развитие физических качеств и формирование двигательных умений младших школьников МОУ СОШ №1 им. М.А. Погодина г. Полярный Мурманской области., что подтверждает гипотезу нашего исследования.
Библиографическая ссылка
Львова О.С., Чайников С.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАДМИНТОНОМ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-1. – С. 67-69;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5476 (дата обращения: 21.11.2024).