Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОРМАЛИЗМА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ С ПОМОШЬЮ ТЕСТИРОВАНИЯ

Балабанова Е.А. 1 Короткова Н.Н. 1 Кузьмин С.Ю. 1
1 Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
1. Чукамбаева, А.Т. Организация самостоятельной работы студентов по решению задач в техническом вузе для преодоления формализма знаний / Чукамбаева А.Т., Ушакова Д.С., Рахманкулова Г.А., Мустафина Д.А., Короткова Н.Н. // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10. - C. 149-150.
2. Мустафина, Г.А. Преодоление формализма знаний студентов технического вуза через формирование инженерного мышления / Мустафина Г.А., Мустафина Д.А., Короткова Н.Н. // Известия ВолгГТУ. Серия "Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе". Вып. 6 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2009. - № 10. - C. 113-116.
3. Рахманкулова, Г.А. Диагностика уровней формализма знаний по физике у студентов технического вуза [Электронный ресурс] / Рахманкулова Г.А. // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 10. - C. Режим доступа : http://web.snauka.ru/issues/2013/10/28215.

Высшее образование - ведущий фактор социального и экономического прогресса, поскольку наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является специалист, способный к освоению новых знаний и разработке нестандартных подходов к решению возникающих задач. Основной проблемой современного образования является формализм знаний студентов [1].

Под формализмом в знаниях будем понимать низкий уровень знаний студентов, носящий инертный характер и не позволяющий применять полученные знания и навыки на практике.

В статьях [2,3] выявлены уровни формализма знаний студентов и предложены тесты по физике для определения уровней формализма знаний студентов.

Открытые тесты, в которых студенты сами формулируют ответы, хорошо подходят для преодоления формализма, так как требуют очень высокого уровня знаний и умений для своего прохождения. Для закрытых тестов, в которых нужно выбрать ответ из имеющихся, можно рекомендовать изменять порядок ответов случайным образом. Также можно давать несколько формулировок одного и того же термина, чтобы студенты не реагировали только на одно определение, а могли привести несколько эквивалентных.

Для расчётных задач можно случайным образом генерировать значения исходных параметров, чтобы сложнее было угадать вариант ответа.

Комплексные тесты состоят из различных видов заданий (закрытые тесты, открытые тесты, творческие задания) и могут сочетать задания по разным дисциплинам. Они помогают формировать целостную картину мира, творчески мыслить, а также подходят для оценки уровня формализма знаний.

Кейс-тестинг (от англ. case-testing - оценочный кейс) – это метод оценки знаний и навыков (компетенций) человека с помощью практических заданий или смоделированных заданий, приближенных к реальным ситуациям, с которыми студент столкнётся в своей будущей деятельности. Такие задания носят комплексный характер, например, рассмотреть проблему и предложить несколько методов её решения. Плюсом таких тестов является то, что обычно задачи кейс-тестинга предполагают развернутые ответы. Как и в открытых тестах, это обучает студентов мыслить и формулировать свои ответы. Такие тесты позволяют оценить умение студента выделять из огромного потока информации главное, логически мыслить, принимать решения и обосновывать их. Кейс-тесты показывают творческий потенцииал человека, его способность высказать за отведённое время наибольшее количество оригинальных предложений и идей. Если работа ведётся в группе, то также можно оценить умение слышать и понимать другого, развить высказанную им мысль. Таким заданием может быть, например, предложить пути повышения эффективности тепловых двигателей.

Цепные задания, в которых правильный ответ на задание зависит от правильного ответа на предыдущие задания, также могут использоваться для определения уровня формализма знаний. Например, первое задание - вычислить сумму баллов, полученных студентами на тестировании, второе - построить по полученным данным диаграмму. В этом случае невозможно построить правильный график, неверно подсчитав баллы.

Разработка таких тестов требует значительных интеллектуальных и временных затрат, но они эффективно преодолевают формализм знаний и их рекомендуется использовать на занятиях.


Библиографическая ссылка

Балабанова Е.А., Короткова Н.Н., Кузьмин С.Ю. ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОРМАЛИЗМА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ С ПОМОШЬЮ ТЕСТИРОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-1. – С. 69-69;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5477 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674