Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Закирова Н.М. 1 Биктагирова Г.Ф. 1
1 Казанский федеральный университет
1. Фролов С.С. Основы социологии. - М, 1997. - 344с
2. Домострой. – М.: Советская Россия, 1990. - 173 с.

Вопросы, связанные с семейными отношениями, изучались еще в древности. На протяжении всего развития общества менялись взгляды людей на то, какими должны быть семейные отношения, какую роль они играют в жизни людей. Менялись семьи, менялось отношение к семье. Сегодня мы считаем, что семья – одна из величайших ценностей человечества. Именно в семье начинается социализация человека, именно там ребенок осваивает первые отношения, ценности, правила общества.

Семья - это то место, где человек развивается физически, умственно, нравственно, эстетически и духовно: здесь формируется самосознание ребенка, раскрывается индивидуальная направленность личности. В процессе общения с близкими людьми, ребенок подражает их манерам, поступкам, действиям. Тем самым он получает опыт отношений с близкими, который переносит в общество, благодаря этому формируются его представления.

Подтверждение этого можно встретить у доктора социологических наук С.С. Фролова: «Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. В семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения». [1]

Вопрос, связанный с семейными отношениями был и остается объектом изучения разных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, демографии и многих других. Такое внимание к семье, ее становлению, обусловлено огромным ее значением как социального института, который в свою очередь определяет не только образ жизни людей, но и здоровье нации и государства. Поэтому формирование истинных семейных ценностей является очень важной задачей.

Семейные ценности — это то, что важно и ценно для всех членов семьи. Для большинства семейные ценности приблизительно одинаковы: родительство, верность, любовь, доверие, дом... Одним словом, семейные ценности - это все то, без чего семью и назвать-то семьей сложно.

На наш взгляд, семейные ценности – это то, что важно какой-нибудь отдельной семье, это тот «цемент», который необходим для гармонического роста семьи. Для каждой семьи важным и главным является что-то свое: например, одним необходимо доверие, вторым - достаток (материальное благополучие). Из этого следует, что в разных семьях по этому поводу своя точка зрения, и не всегда она может быть похожа на точку зрения общества или государства. Важно, чтобы эта точка зрения не противоречила основам нравственности семьи.

Семейные ценности обозначались во многих источниках. Если рассматривать «семейную педагогику» при «Домострое», то в основе воспитания детей лежали тоже ценности уважения, поклонения старшим, но их необходимо было бить. «Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоту душе твоей. И не ослабей, бия младенца: если железом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, бия его по телу, душу его избавишь от смерти. Любя же сына своего, учащай ему раны – и потом о нем возвеселишься. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди злых им похвалишься, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Не смейся, играя с ним в младенчестве его, при младенчестве его веселился, а вырастет – скорбеть будешь, и в будущем, как оскомина для души твоей [2]. Сегодня же ценна сама личность, как старших, так и детей. Любовь к детям, прежде всего! Важно с ребенком играть в детстве, петь ему колыбельные, читать сказки, относиться к нему на равных.

И возможности для формирования семейных ценностей детей могут быть разными. Например, влияет и тип поселения, как фактор социализации. Для сельских и городских детей ценности закладываются по-разному. Важно отметить, что на селе лучше сохраняются ценности уважения, почитания взрослых, а в городе эта ценность утрачена. С этим мы можем встретиться везде, к примеру, на общественном транспорте: молодые люди не привыкли уступать место пожилым. Всё это начинается с семьи! С самого раннего возраста нужно научить детей уважительно относиться к родителям, к бабушкам-дедушкам, чтоб потом «не пожинать плоды» неуважения в свой адрес.

Каждая семья имеет свой взгляд на то, что для нее важно, сама расставляет приоритеты. Важно каждому из нас понимать, что семейное воспитание, в основе которого и лежат семейные ценности закладывает основы формирования личности ребенка. Семья является примером, образцом поведения. И совсем неважно, где живет ребенок, в сельской местности или в городской, важно, чтобы у ребенка был тот образец примера (авторитета), который он смог бы перенести на свою будущую семью. Поэтому очень важно формировать это отношение, этот образец.


Библиографическая ссылка

Закирова Н.М., Биктагирова Г.Ф. К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-1. – С. 78-78;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5493 (дата обращения: 08.12.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074