Изменения в социуме совершенно привычны для современного человека. Ему надо подстраиваться под любые изменения в обществе и социальной культуре, постоянно узнавать что-то новое, общаться с другими людьми. Именно для этого существует такое понятие как социальная компетентность.
В Берне на симпозиуме в 1996 году по программе Совета Европы заговорили о категории «ключевые компетенции», которые И.А.Зимняя определила как наиболее общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе[2].
В. Хутмахер приводит принятое Советом Европы содержание пяти ключевых компетенций, где из межкультурной, мультимедийной, коммуникативной и компетенции саморазвития социальная компетенция занимает одну из первых позиций [4].
Исследование социальной компетентности началось в 1950 гг. с работ В. Э. Уайта. Исходя из его убеждений, социальная компетентность рассматривается как определённая способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающей средой.
С точки зрения другого ученого, Ю. Хабермаса, социальная компетентность заключается в адекватности и эффективности решения разнообразных проблемных ситуаций, с которыми человек сталкивается в обществе[1].
По содержанию социальная компетентность напоминает то, что раньше называли мировоззрением. Она помогает индивиду принимать верные решения и достигать поставленных целей, ориентироваться в любой социальной ситуации.
Социальная компетентность сложное образование, под которым понимается: степень адекватности и эффективности реагирования на проблематичные жизненные ситуации, достижение реальных целей в определенном социальном контексте, применение подходящих для этого методов и оптимальное развитие для достижения желаемого результата.
Социальная компетентность так же может включать в себя способность находить гармонию между целями человека и других окружающих его людей. Данная способность имеет свое начало в социальной адаптации личности.
Так, в диссертационном исследовании Е. В. Коблянской, социальная компетентность рассматривается как понимание отношения «Я - общество». «Социальная компетентность - это умение избирать социальные ориентиры и соответствующим образом организовывать свое поведение»[3, с.210].
Социальная компетентность, с точки зрения Т. Ю. Базарова, в первую очередь, подразумевает социальную зрелость личности, наличие у нее эффективного социального взаимодействия и базовые установок.
Социально компетентность – многомерное явление. Она складывается из коммуникативной, перцептивной (когнитивной) компетентности и знаний в области взаимодействия и поведения.
Структура социальной компетентности в современных исследованиях представлена в следующем виде:
- оперативная социальная компетентность;
- вербальная и коммуникативная компетентность;
- социально-психологическая и эго-компетентность.
Социальная компетентность определяется следующими факторами:
- индивидуальные особенности личности;
- психические состояния и типичные настроения;
- социальное взаимодействие и культурная адаптация;
- влияние природно-климатических условий, национально-культурных и религиозных норм;
- информационно-техническая среда.
По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко в России 60% от общей численности детского населения страны – соматически ослабленные дети. У таких детей отмечается слабость познавательной, психической, коммуникативной и физической активности, что ведёт к затруднениям в общении с социальным окружением в процессе жизнедеятельности и школьного обучения.
Соматические заболевания являются второй по значимости (после органических повреждений головного мозга) причиной, вызывающей нарушения психофизического здоровья детей и затрудняющей их личностно-социальное развитие, успешное обучение, а значит и пагубно влияет на социализацию в целом. Ведь процесс социализации предполагает усвоение и овладение тем социальным опытом, который передается человеку в ходе его взаимодействия и общения с социальным окружением.
Среди низкого, среднего и высокого уровней социальной компетенции у детей с соматическими заболеваниями выделяют средний и низкий уровни. Поэтому формирование социальной компетентности у таких детей является важным условием, без которого они не обойдутся в будущей жизни.
На основе различных авторских программ (авторский тренинг Ф.О. Богачева, обучающий «правильному» общению; тренинговые занятия с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности» - О.В. Пантелеева; тренинг развития социальной компетентности «Последний герой» по Г.В.Гераськиной для подростков 11-15 лет с трудностями в общении) для формирования социальной компетентности у подростков, нами была сформирована тренинговая программа для детей с соматически ослабленным здоровьем «Учимся доверять миру».
Цели нашей программы:
- дать представление о различных каналах коммуникаций, различных способах самовыражения;
- научить правильному общению;
- давать и получать обратную связь;
- актуализировать процессы самопознания с целью осознания детьми своих сильных и слабых сторон, своих возможностей и ресурсов;
- способствовать выработке собственных адаптивных моделей поведения в сложных и конфликтных ситуациях;
- развивать доверие и открытость.
В данной тренинговой программе используется комплекс различных упражнений и игр на повышение коммуникативных и социальных навыков у детей с соматически ослабленным здоровьем. Все упражнения подбирались в соответствии с возрастом.
В качестве примера приведем ряд упражнений и игр, включенных в программу формирования социальной компетентности для детей с соматически ослабленным здоровьем:
Упражнение «Репортаж».
Упражнение помогает детям открыто высказывать свое мнение на происходящие события.
Время: 20 минут.
Выбираются несколько(3-5) участников. Часть из них заранее советуются и разыгрывают пантомиму. Один - репортер, должен прокомментировать ее, рассказав о всех действиях и движениях. Репортаж должен проходить одновременно с показом пантомимы, как происходит прямое включение. Затем участники оценивают рассказ репортера и предлагают собственную интерпретацию. Упражнение может повторяться несколько раз.
Упражнение «Умение слушать».
Упражнение помогает понять, могут ли участники слушать друг друга, узнать, что помогает, а что мешает данному процессу.
Время: 15 минут.
Размер группы: 6-20 человек.
Участники должны разделиться на пары. В каждой паре участники в течение 5-и минут рассказывают друг другу о себе на заданную тренером тему (про семью, о хобби, о последней прочитанной книге и т.д.).Задание заранее не обсуждается.
Тренер объединяет пары по четыре человека и предоставляет возможность каждому участнику рассказать о том, что он узнал о партнере, другой паре. При этом партнер никак не исправляет того, что о нем говорят.
Данная программа проходит апробацию на базе МБОУ «Основная общеобразовательная школа №168 с продлённым днём обучения для детей ссоматическими заболеваниями» г. Казани.
Предполагаемые результаты влияния данной программы на подростков с ослабленным здоровьем:
- помогут узнать себя с разных сторон, испытать свои возможности, увидеть себя глазами других, снять психологические барьеры;
- повысится уровень социальной адаптации, снизится уровень агрессии, сформируется навык активной самостоятельной деятельности, умение принимать решение в проблемных и нестандартных ситуациях;
- появиться возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы и переживания;
- возникнет возможность у участников почувствовать себя принятыми, пользующимися доверием, окруженными заботой;
- сформируются навыки выхода из сложных и конфликтных ситуаций.
Библиографическая ссылка
Мальгина А.А., Шашина А.И. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-1. – С. 83-84;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5498 (дата обращения: 23.11.2024).