По утверждению И.Л. Солоневича Россия, в первую очередь, нуждается «в праве и законе - а не в административном произволе...» [1]. Очевидно, что это входит в проблематику современного права в части правоприменения и государственно-правового развития страны в целом.
Такие понятия как «общественный порядок», «режим законности», «правовое государство» лежат в основе всей правовой науки. Именно поэтому подробное рассмотрение вопроса методологии государственно-правового принуждения как гарантии поддержания, также обеспечения социального спокойствия и охраны правопорядка является на сегодняшний день основополагающим фактором.
В общепринятом восприятии метод означает способ, прием практического осуществления чего-либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности под ним понимается явление практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме.
Методология имеет интегральную, объединяющую природу. Это мировоззренческие и фундаментальные общетеоретические компоненты, также частнонаучные и общенаучные принципы [2].
Наиболее характерно для методологии государственного принуждения следующее:
- во-первых, она органически связана с целевым назначением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти;
- во-вторых, она выражает управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты;
- в-третьих, она непосредственно выражается в связях между субъектами и объектами государственного принуждения как формы практической реализации исполнительной власти;
- в-четвертых, эта методология всегда непосредственно выражает принадлежащие государству и его исполнительному аппарату полномочия юридически властного характера;
- в-пятых, методология государственного принуждения всегда имеет своим адресатом соответствующий объект (индивидуальный либо коллективный);
- в-шестых, с учетом многообразия приемов и способов реализации управленческо-принудительной компетенции данный метод есть определенная возможность решения управленческих задач, стоящих перед субъектом власти;
- в-седьмых, в методологии принуждения в соответствующем объеме находит свое выражение государственный (публичный) интерес, управляющая воля государства.
Итак, по главным своим показателям методология принуждения есть средство целенаправленного управляющего воздействия. Данный элемент системы принуждения является регулирующим средством, то есть выступает в роли "носителя" принудительно-правовых дозволений, запретов и предписаний.
Учитывая ярко выраженный профилактический характер, меры подобного рода осуществляются в обязательном порядке, то есть в процессе односторонней реализации юридически-властных полномочий компетентных органов (в исполнении их должностных лиц) [3]. Выражаются они, как правило, в виде определенных ограничении и запретов, что достаточно полно характеризует их принудительную природу.
Подводя итоги можно указать главную основополагающую деятельность государственно-правового принуждения. Она заключается в четком общесоциальное надзоре, который обеспечивает определенную степень устойчивости отношений внутри страны, внутри общества и формирует его целостность на всех этапах развития.
Чем больше проявляется социальная роль в функциях государства, тем выше авторитет государства как инструмента преодоления противоречий, недоработок в законодательстве, также цельного средства достижения общественного компромисса и стабилизации уровня общесоциальных связей. Такая специфика государственной деятельности обосновывает использование на практике мер принудительного характера и выявляет методологию государственно-правового принуждения в том числе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Солоневич И.Л. Народная монархия. М.: Эксмо. 2003. С.419.
- Сыдорук И.И. Государственно-правовое обеспечение правопорядка в РФ: теоретико-прикладные проблемы. М., Изд-во «Юнити». 2003. С.10.
- Юрченко А.Л. "Проблемы государственного управления на современном этапе" // Журнал Российского права №5, 2003. С.18.
Библиографическая ссылка
Агабалиева И.Э. МЕТОДОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 7. – С. 157-158;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=551 (дата обращения: 21.11.2024).