В настоящее время молодёжь и подростки проводят много времени за компьютером. Как правило, ими движет творческое и деятельное начало, стремление к общению, любознательность, азарт и др. Однако чрезмерное увлечение компьютером разрушает нервную систему, физическое и интеллектуальное здоровье юношей и девушек. В результате человек, зависимый от компьютера, делается больным и одиноким.
Малоподвижный образ жизни приводит к тому, что развиваются нарушения опорно-двигательного аппарата (остеохондроз, радикулит, сколиоз), вследствие застоя крови в органах малого таза, ногах, слабеет мускулатура, осанка ухудшается. Недостаточное снабжение кислородом головного мозга приводит к частой головной боли, сердечно-сосудистым заболеваниям. Молодые люди в результате гипертрофической погружённости в виртуальную реальность перестают адекватно воспринимать окружающую действительность, начинают неправильно ориентироваться во времени, нарушается режим дня, зачастую сон реализуется беспорядочными кусками, приём пищи смещается во времени и т.п.
У таких юношей и девушек наблюдается депрессия, тревожность и стеснительность в реальном окружении, и в то же время гиперактивность.
Активность подростка ослабляется, он не контактирует с другими людьми, а все общение сводится к виртуальному. Зависимость заключается в том, что все поведение подростка основано на озабоченности компьютерными играми и др., что способствует выработке адреналина[1].
По данным [2] молодые люди проводят за компьютером до 20 часов в день. Они спешат быть в курсе всех технологических новинок, получают слишком много информации, а в результате оказываются оторванными от реальности. Потребность в виртуальной реальности заключается в том, что обязательно найдется человек, сидящий в интернете в то же самое время, что и подросток, и найдет возможность посочувствовать ему, посоветовать или хотя бы выслушать, чего не скажешь о реальности.В результате самая активная и молодая часть общества оказывается оторванной от действительности. Чаще всего интернет - зависимыми становятся подростки социально-неадаптированные в реальном мире. В [2] приведены результаты анкетирования студентов Московских вузов в возрасте 16 – 30 лет. Выявлено, что 70% из них находятся в интернете круглосуточно, используя ноутбуки, телефоны ипланшеты, забывая о неотложных делах, 80% из этой группы сидят в интернете бесцельно, сами осознавая это, то есть являются интернет-зависимыми.
Конечно, оценка количества Интернет-зависимых в 56% от всех юношей и девушек является не вполне обоснованной, т.к. получена для ограниченного круга общения (среди студентов нескольких московских ВУЗов) авторов данного исследования. Надо полагать, что в небольших городах и сельской местности число интернет-зависимых молодых людей будет несколько меньшим. Ввиду того, что крупномасштабных исследований по данному вопросу не приводилось, можно также привести цифру из Википедии, - около 10%Интернет-зависимых по всему миру (независимо от возраста).
Ввиду изложенного несомненной актуальностью обладают усилия, направленные на социальную адаптацию Интернет-зависимых людей в целом, и молодёжи и подростков, в частности. Так в КНР, США ещё в 2008-2009 г.г. созданы клиники по реабилитации Интернет-зависимых на основе государственного финансирования [3-4].Между тем в нашей стране осознание важности проблемы социальной адаптации и физического восстановления Интернет-зависимых юношей и девушек только наступает.
Одним из направлений борьбы с Интернет-зависимостью молодёжи и подростков может являться популяризация в их среде спортивных танцев. Так, спортивные танцы включают в себя две основные программы (латино-американская и европейская), обладают высокой доступностью (на паркете могут одновременно тренироваться и выступать большое количество пар). Так, даже на крупных соревнованиях одновременно на паркет выходят по 12 – 15 пар. А в залах тренируется до 10-15 пар.
Эти занятия развивают духовные и творческие способности человека. Молодёжь и подростки, занимающиеся данным видом спорта, живут в мире красоты, наслаждаются ею. Они способны оценивать прекрасное, что способствует эстетическому и творческому развитию личности.Улучшается физическое состояние подростка.Занятия танцами укрепляют различные группы мышц, улучшают осанку и фигуру, кровообращение во всех органах и тканях организма.
Улучшается также эмоциональное и психологическое состояние человека, что способствует борьбе со стрессом. Юноши и девушки испытывают много положительных эмоций, добиваясь успехов на тренировках, соревнованиях. Возникает потребность достичь лучших результатов в танцевальном спорте, стремление к победе на соревнованиях, готовности подростков к самосовершенствованию и самоопределению.
У молодых людей повышается самооценка в результате умения успешно тренироваться, использовать свои силы и время рационально, выдерживать конкуренцию. Юноши и девушки, занимающиеся спортивными танцами, умеют принимать решения в экстремальной ситуации, проигрывать и выигрывать. Успехи в танцевальном спорте определяются способностями внимательно слушать своего преподавателя, тщательно работать над каждым элементом танца, уважать своих конкурентов.Занимаясь спортивными танцами, молодые люди учатся гармонично распределять личную жизнь, учебу и спорт.
В табл.1 приведены поведенческие факторы юношей и девушек, страдающих Интернет-зависимостью и занимающихся спортивными танцами. Из таблицы видны радикальные различия между разрушительным характером для личности Интернет-зависимости и созидательной направленности занятий танцевальным спортом.
Таблица 1
Поведенческие факторы при Интернет-зависимости и занятиях спортивными танцами молодежи и подростков
№ п/п |
Интернет-зависимые |
Занимающиесяспортивными танцами |
1. |
Большую часть времени проводят за компьютером, забывая про сон и еду. Разрушается физическое и интеллектуальное здоровье. |
Умеют гармонично распределять личную жизнь, учебу и спорт. Улучшается физическое здоровье. |
2. |
Мало выходят из дома, практически нет друзей, все общение сводится к виртуальной форме. |
Общаются со своими сверстниками на тренировках и соревнованиях.Участвуют в общественных мероприятия школьного и городского масштаба. |
3. |
Плохо учатся в школе или Вузе. |
Дисциплинированны, стремятся повышать свои знания, хорошо учатся в школе или в Вузе. |
4 . |
Все интересы связаны только с увлечением компьютером. |
Круг интересов многогранен. Развиты эстетически и интеллектуально. Ездят на соревнования и сборы, в т.ч. за границу. |
5. |
Равнодушны к окружающим и раздражительны. |
Наслаждаются красотой мира, развивают свои духовные и творческие способности. |
При этом следует обратить внимание (табл.2) на схожесть мотивационной базы между Интернет-зависимыми и увлечёнными танцевальным спортом молодыми людьми.
Таблица 2
Мотивационная база интернет-зависимости/танцевального спорта и ее проявления
№ п/п |
Факторы мотивационной базы |
Интернет-зависимость |
Танцевальный спорт |
1. |
Творческая и эмоциональная активность |
Молодые люди хотят быть в курсе всех новых технологий, разработок, различных новостей. Их успехи в онлайн играх приносясуррогатное творческое и эмоциональное удовлетворение |
Молодые люди живут в мире эмоциональной и физической гармонии, способны оценить прекрасное, действуют и творят по законам красоты, что развивает их духовные и творческие способности. |
2. |
Стремление к лидерству, достижению лучших результатов, самосовершенствованию. |
Игромания (зачастую баллы и более высокие уровни в играх покупаются за деньги у других участников игры). |
Участие в соревнованиях способствует стремлению достичь лучших результатов, победить своих соперников, занять лучшее место на соревновании. |
продолжение Таблицы 2 |
|||
3. |
Настойчивость и упорство. |
Проводят все время у компьютера. |
Тренируются по 4-6 часов в день. Участвуют в сборах и соревнованиях. |
4. |
Высокая активность |
Максимальная степень погружения в виртуальную реальность. |
В событийной насыщенной жизни (тренировки, соревнования, сборы и т.п.). |
5. |
Потребность в новых впечатлениях. |
Погружение в виртуальную реальность, отрыв от друзей, родных и близких, самоизоляция. |
Участие в соревнованиях, массовых мероприятиях, поездки в другие города и страны. |
Из табл.2 видно, аналогичные мотивационные факторы в одном случае (Интернет-зависимость) приводят к психологическому состоянию, которое многими врачами оценивается, как болезнь, а в другом (занятия спортивными танцами) к физическому и творческому расцвету личности молодёжи и подростков.
Соответственно, объективно вытекает вывод о необходимости усилий Государства и общественности по популяризации танцевального спорта в молодёжной среде.
- Секции танцевального спорта чаще всего существуют на деньги родителей танцоров, государственное финансирование практически отсутствует. Данное обстоятельство объясняется тем, что спортивные танцы не входят в программу Олимпийских Игр. Между тем, массовый и доступный характер танцев при этом не учитывается. Наряду с олимпийским чемпионами, нам нужна и психически и физическиразвитая молодёжь.
- Пропаганда здорового образа жизни на основе танцевального спорта на ТВсводится к сомнительному циклу передач «Танцы со звёздами», однако хотелось бы видеть передачи и фильмы про молодых спортсменов, репортажи с танцевальных соревнований и др.
Таким образом, существует объективная необходимость в использовании возможностей танцевального спота для социальной и физической реабилитации молодёжи и подростков, подверженных Интернет-зависимости, на основе материальной, организационной и информационной поддержки Государства и общественности.
Библиографическая ссылка
Лугин Д.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТАНЦЕВАЛЬНОГО СПОРТА ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ФИЗИЧЕСКОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-1. – С. 111-113;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5518 (дата обращения: 03.12.2024).