Современная педагогика музыкального образования ориентируется на коммуникативное взаимодействие: композитор, исполнитель, слушатель, способствующее формированию классического типа музыкальной культуры учащихся. Между тем, широкое развитие электронной музыки совершило подлинную революцию в музыкальной культуре, приведшую ее на новый этап своего существования и породившее электронное музыкальное творчество, которое проявляется в области современной музыкальной композиции и сопряженных с этим специальностях аранжировщика, композитора, дирижера, оркестровщика, звукорежиссера, звукооператора, выпускающего редактора. В настоящее время появился отдельный пласт профессиональной деятельности – в области компьютерных средств и звукосинтеза. И все это предполагает наличие музыкального образования. Поэтому, залогом успешного развития, как музыкального образования, так и музыкальной культуры является преодоление устоявшихся стереотипов.
Массовая востребованность в современном обществе в использовании электронной (цифровой) музыки, связанной с электроакустикой и электроникой, распространение электронного инструментария, как в профессиональном творчестве, так и в среде музыкантов-любителей, в том числе детей, делает актуальной разработку теории и методики музыкального обучения, направленных на развитие электронного музыкального творчества учащихся в детской музыкальной школе.
Электронное музыкальное творчество построено на основе трех базовых музыкально-коммуникативных моделей – автокоммуникации, импровизации и композиции, которая направлена на создание музыки стереофонического склада и ориентирована на возможности звукорежиссерских, аналогового синтеза или цифровых средств формирования электроакустического звукового материала. Электронное музыкальное творчество как учебно-художественная деятельность нового вида отличается от традиционной большим разнообразием.
Нами выявлены структурные компоненты электронного музыкального творчества (стремление к творчеству (психологический аспект); процесс реализации стремления к творчеству (деятельностный аспект); результат в творческой деятельности (личностный аспект).). Стремление к творчеству – психологический аспект – включает в себя: наличие выраженных интересов, склонностей и потребностей, мотивов обращения к использованию компьютера в изучении теории музыки и в творческой самореализации; умение оценивать качество исполнения электронной музыки на основе своих музыкально-слуховых представлений о звучании данного конкретного музыкального произведения в определенном характере, жанре, стиле; наличие сформированного интонационно-слухового запаса, музыкальных впечатлений о жанрово-стилевом разнообразии музыкального искусства; способность к музыкальному переживанию, эмоциональной культуре исполнения. Процесс реализации стремления к творчеству – деятельностный аспект – включает в себя: владение необходимыми знаниями, умениями и навыками работы с компьютерными программами, различными приемами звуковой обработки; способность к анализу и самоанализу музыкально-компьютерной деятельности, слуховому контролю и самоконтролю за качеством звучания; способность к набору нотного текста, к его преобразованию. Результат в творческой деятельности – (личностный аспект) – наличие самостоятельной интерпретации электронной музыки в различных формах: рисунком, цветом, жестом, словом (устным, письменным, электронным), сравнительным анализом, выбором аналога, придумыванием названия пьесы, итоги слухового анализа, создание литературно-музыкальной композиции (интерпретация как создание аналогов в различных моделях) и т. д.; сочинение музыкальной композиции, ритмизации слов и стихов, оригинальное озвучивание стихов и картин, своеобразный выбор инструментов для аккомпанемента, сочинение мелодии, свободная импровизация и т. п. Таким образом, развитие электронного музыкального творчества учащихся подразумевает, прежде всего, формирование музыкальной и компьютерной грамотности.
В процессе теоретического осмысления нами выявлены педагогические условия, способствующие эффективному развитию электронного музыкального творчества у учащихся детской музыкальной школы.
1) активизация познавательной деятельности учащихся по использованию электронного музыкального инструментария в учебной деятельности и самостоятельной работе;
2) создание методической базы, способствующей повышению компью-терной грамотности учащихся во взаимосвязи с музыкально-теоретической грамотностью и информационному насыщению учебных дисциплин необходимой обучающей электронной информацией;
3) внедрение музыкального кружка «Компьютер и музыка»;
4) специальная подготовка учителей музыкальных школ, направленная на повышение уровня владения электронным музыкальным инструментарием на основе создания широкомасштабной системы учебных курсов подготовки и повышения квалификации специалистов данного профиля.
Для повышения мотивации учащихся к занятиям электронным музыкальным творчеством мы предлагаем следующие приемы:
1) проведение конкурсов, фестивалей, концертов, посвященных компьютерному творчеству и, в частности, компьютерной музыке.
2) создание сайта с представлением продукта электронного музыкального творчества учащихся для презентации и оценивании работ в виртуальном пространстве и форумах.
Библиографическая ссылка
Буралкин Н.В. РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-1. – С. 113-114;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5519 (дата обращения: 03.12.2024).