Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДАГЕСТАНА КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

Дамаданова С.Р. Лугуев А.С.
Художественная культура Дагестана, традиционно развивавшаяся под влиянием идеологии ислама, нашла образное воплощение в различных видах и жанрах народного творчества. Видные дореволюционные исследователи свидетельствовали, что по насыщенности и уровню развития художественных промыслов Дагестан занимал первое место на Северном Кавказе [1.- С. 125]. Вместе с тем следует отметить значительное влияние культуры России, сказавшееся на хозяйственно-бытовом укладе, общественной жизни, народном искусстве горцев. Так, по Н. Бакланову, еще в XVII-XVIII вв. на изделиях кубачинцев появляется узор под названием «москов-накъиш»: «Он... понравился здесь, привился и получил право гражданства, сохранив на память о своем происхождении название московского» [2. - С.48].

Заметное влияние на развитие художественной культуры Дагестана оказали выдающиеся художники XIX-XX вв. Г. Гагарин, Ф. Горшельдт, Ф. Рубо, Е. Лансере и др., отразившие картины повседневной жизни горцев, образы местных жителей, проникнутые огромной эмоциональной силой. Глубоким уважением к народам Кавказа, их самобытной культуре проникнуто творчество выдающихся представителей русской культуры: значительный интерес к фольклору, этнографии горцев проявлял А. С. Пушкин; восхищался отвагой местных жителей, красотой Дагестана М.Ю. Лермонтов, связавший с ним судьбы многих литературных героев; изучением жизни горцев занимался Л. Н. Толстой, посетивший Кизляр, Хасав-Юрт, Темир-Хан-Шуру - в его рассказах, повести «Хаджи-Мурат» с убедительной силой и художественным мастерством описаны местные типажи. Примечательно, что наглядно получить представление об обычаях, особенностях традиционной одежды, архитектурных сооружений, самобытных орнаментальных композиций, а главное - духе кавказских жителей, наших предков, мы имеем возможность, в том числе и по знаменитым иллюстрациям Е. Лансере, - художника, оказавшего определяющее влияние на профессиональное изобразительное искусство Дагестана. Пребывая на службе в Дагестане, А.А. Бестужев-Марлинский предпринимает поездки в Табасаран, Аварию, Лакию, имея целью «...изучить горца в его обыденной жизни, в кругу мирных занятий» [3. - С.66]. Благодаря блестящему знанию языков он оказывает помощь в переводах видным ученым Дагестана, дружба с которыми позволяет А. Бестужеву совершенствовать собственные познания в области восточной поэзии [4. - С.85].

Со второй половины XIX в. с окончанием военных действий влияние России на развитие искусства горной республики усиливается, художественная культура Дагестана развивается уже на профессиональной основе новых форм, процесс взаимообогащения культур становится более интенсивным. Сближение с Россией способствовало расширению кругозора жителей Дагестана, поднимало уровень национального самосознания горцев.

Конец XIX- начало XX в. отмечены зарождением в дагестанской культуре российских сценических традиций европейского типа. Постановки пьес, водевилей, комедий, осуществляемые в театральных кружках военных гарнизонов в Дербенте, Темир-Хан-Шуре, Порт-Петровске (Махачкале), Хунзахе, приобщали местное население к новым формам художественного творчества. Примечателен факт гастролей 1893 г. «Малороссийской музыкальной труппы» с участием Ф. И. Шаляпина, который писал: «Играли в Петровске, Темир-Хан-Шуре... началась для меня пестрая, обильная впечатлениями, приятно-тревожная жизнь..» [7. - С.104].

Ориентация на передовую научную и общественную мысль, литературу и искусство России явилась фактором, ускорившим формирование нового типа интеллигенции - этнографов, лингвистов, фольклористов, публицистов, исследующих народное творчество, произведения искусства.

Послереволюционный период так же отмечен значительным интересом России к традиционной культуре: в первые же годы Советской власти организованы научные экспедиции, посвященные изучению материальной и духовной культуры Дагестана. По результатам исследований видными учеными изданы уникальные научные труды о самобытном искусстве горцев [5]. На международных выставках нередко завоевывали призы изделия мастеров-прикладников, объединившихся с первых лет Советской власти в артели, что создавало благоприятные условия для сохранения и развития традиционных промыслов. Так, призовых премий были удостоены кубачинские мастера на Международной выставке 1937 года в Париже [6. - С.265]. В России получили специальное художественное образование и основоположники изобразительного искусства республики, - живописцы Х.-Б. Мусаев, М.-А. Джемал - ученик и друг Е. Е. Лансере, скульптор Х.-Б. Аскар-Сарыджа.

Художественное творчество периода Великой Отечественной войны подчинено объединяющей идее воодушевления трудящихся на подвиги, укрепления веры в Победу. В Дагестан эвакуированы Московский театр М. Ермоловой, Ростовский театр М. Горького и другие творческие коллективы, показавшие сотни спектаклей, что не могло не оказать значительного влияния на развитие национального театрального искусства горной республики.

Послевоенный период отмечен дальнейшим ростом дагестанской науки, культуры и искусства: широкую известность обретает творчество Р. Гамзатова, впитавшее лучшие традиции поэзии горцев и развивавшееся под влиянием русской литературы; выдающиеся композиторы Дагестана, выпускники Бакинской и Московской консерваторий, Г. Гасанов, Н. Дагиров, С. Агабабов, М. Кажлаев и другие пополнили репертуар профессиональных творческих коллективов, солистов республиканской филармонии, эстрадных певцов и др.

Лучшие образцы национального музыкального, театрального, изобразительного, прикладного искусства и в наши дни вызывают восхищенные отзывы многочисленных посетителей Всесоюзных и Международных художественных выставок, филармоний, театров, музейных экспозиций.

Таким образом, художественная культура Дагестана, являясь сплавом исламских, этнических и русско-европейских традиций, оказывает благотворное влияние на формирование мировоззренческих позиций народов, развивая в них такие качества как толерантность, патриотизм, гуманизм, чувство собственного достоинства, воздействуя во всем разнообразии жанров на молодое поколение, способствует его приобщению к отечественной художественной культуре, являющейся частью духовного наследия России.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Маркграф О.В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства. - М., 1882.
  2. Бакланов Н. Златокузнецы Дагестана. - М., 1926.
  3. Васильев М.А. Декабрист А. А. Бестужев как писатель-этнограф // Научно-педагогический сборник Восточного пед. ин-та. - Казань, 1926.
  4. Белинский В.Г. Полн. собр. соч., Т. I. - М., 1953.
  5. Яковлев И.Ф. Кубачинская ювелирная кустарно-художественная промышленность. - М., 1926.
  6. Башкиров А. Средневековый памятник дагестанского аула Кала-Корейш.-М.,1926; Шиллинг Е. М. Дагестанские кустари. - М., 1926 и др.
  7. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана: Со времени присоединения к России до наших дней. - М., 1971.
  8. Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни // Федор Иванович Шаляпин. - М.,1976. Т. 1.

Библиографическая ссылка

Дамаданова С.Р., Лугуев А.С. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДАГЕСТАНА КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5. – С. 15-16;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=553 (дата обращения: 22.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674