Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Абричкина М.Е. 1 Гашева О.Е. 1
1 Магнитогорский государственный университет
1. Шаталова Е.В. Речевое развитие старших дошкольников в процессе формирования математических представлений // Детский сад: теории и практика. 2012. №1. С. 36-43.
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорной речи, становления и развития всех ее сторон: фонетической, лексической, грамматической, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

На протяжении дошкольного детства совершенствуется и обогащается речь ребенка, становясь одним из условий познания. В частности, формируются и усложняются функции речи: коммуникативная, планирующая, знаковая, регулирующая, экспрессивная (Л.С. Выготский, В.В. Гербова, В.С. Мухина и др.).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены следующие направления развития: социально-коммуникативное; познавательное; речевое; художественно-эстетическое; физическое. В рамках познавательного развития формируются представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

Уровень речевого развития существенно влияет на успешность обучения в школе. Полноценная речь способствует математическому развитию и закреплению математических знаний.

Усвоение представлений о некоторых математических понятиях (множество, отношение, величина, число), простейшие вычисления, измерения строятся в основном на базе бытового словаря детей при крайнем ограничении специальных терминов (название геометрических фигур, арифметических действий и некоторых других слов).

Условное деление словаря на активный и пассивный, дает возможность последовательности занятия от понимания смысла (значения) слов, означающих количественные, пространственные, временные отношения, к точному и осмысленному употреблению в речи. Словарь, который усваивают дети при формировании математических представлений, складываются из отдельных слов и словосочетаний, представленных существительными и глаголами, числительными, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами. Его специфическая особенность – значительное преобладание таких частей речи (числительных, прилагательных, наречий, предлогов), которые в обычном речевом обучении дети используют редко и не всегда точно.

Главная цель словарной работы – уяснение точного смысла слов, отражение их с помощью представлений, полученных в процессе практической деятельности. Совершенствование содержания предматематической подготовки, взаимодействие «пассивной» и «активной» речи – все это делает словарный состав подвижным и динамичным.

Процесс формирования предполагает планомерное усвоение, постепенное расширение словаря. Так, качественные отношения («много», «один», «ни одного», «столько - сколько», «поровну», «больше», «меньше») должны осознаваться в практических действиях по сравнению совокупностей и отдельных предметов; заимствование из речи окружающих числительные наполняются смыслом лишь в процессе обучения и, только тогда будут использоваться с определенной целью.

На занятиях дети должны учиться не только распознавать величину предметов, но, и правильно отражать свои представления («шире - уже», «выше - ниже», «толще - тоньше»); отличать эти изменения общего объема («больше - меньше», «большой - маленький»); находить более сложные ориентировки в величине предметов («высокий», «ниже», «самый низкий»); осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры («круг», «квадрат», «треугольник»), пространственные отношения, временные обозначения («утро», «день», «вечер», «ночь», «сегодня», «завтра», «быстро», «медленно»; названия дней недели, месяцев). Только тогда дети научатся постепенно отражать количественные, пространственные и временные представления, глубже осознавать их, обобщать. Овладение словарем обеспечит возможность объяснить цель, способ выполнения действия, результат. Процесс формирования элементарных математических представлений способствует совершенствованию грамматического строя и связной речи – точной, краткой, развитию умений обосновывать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать ошибки.

Формирование элементарных математических представлений решается посредством накопления непосредственных эмоционально-образных впечатлений, усвоения и умения адекватно использовать речь для выражения сущности практического действия, доказательства. Результативность обучения во многом зависит от знания педагогом общих закономерностей развития мышления и речи дошкольников.

Связь речи и мышления двусторонняя: мышление не только находит выражение в речи и формируется в ней, но и регулирует речевой процесс.

Успешное формирование математических представлений в дошкольном возрасте определяется особой ролью практических действий в овладении знаниями, взаимосвязью между степенью освоения действиями и речевым выражением способа его выполнения.

Известно, что мышление действием в дошкольном возрасте опережает мышление речью. Любое действие по мере овладения новым заданием развивается от внешнего к действию в уме.

Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, разработанной психологом П.Я.Гальпериным, действие постепенно отражается от внешней опоры и переходит в умственный план. Промежуточным этапом при этом является высказывание о ходе действия, т.е. отображение действия в речи, без опоры на наглядность.

Таким образом, место, назначение и характер речи детей меняется по мере освоения действия.

Если на первом этапе они выполняют задания с частичным проговариванием способа выполнения, и на втором тоже, на третьем- рассуждают. Умственное действие осуществляется в плане внутренней речи, речи про себя. Внутренняя речь дошкольников, по данным психолога тесно связана с внешней предметной деятельностью. В этом своеобразие их умственных действий, в значительной степени опирающихся на наглядные образы и включенных непосредственно в практическую деятельность .

3-4-х летние дети не могут выполнять задание, которое решается чисто речевыми средствами, т.е. в плане внутренней речи. Им доступны задания, выполняемые практически средствами с незначительным участием внутренней речи. Поэтому целесообразно проговаривание хода выполнения задания или рассказа о выполненном задании.

Практически задания по формированию математических представлений в младшей и средней группах следует давать одновременно с указанием на место речевого выражения действия.

Рассуждения 5-6 летних детей могут основываться только на длительном восприятии анализируемого или сформированных представлениях. Их речь следует за действием, выполняемым другим лицом. Поэтому задание сопровождается словесной инструкцией: «Объясни, как выполнял задание? Почему именно так? Расскажи, как будешь выполнять? Объясни, что я сделала?». Дифференцированный подход облегчает установление взаимосвязи действия и речи, поставленный вопрос – к выполнению действия в уме. Но при этом соблюдается организация предметной деятельности, ее осознание, подведение к обобщениям.

Не исключено и речевые ошибки. Наиболее частые отсутствия в активном словаре необходимых слов или неточное, ошибочное использование, неправильное построение предложения, высказываний, рассуждений, одним словом или наоборот, многословие. Причина – недостаточная ясность, образность в практических действиях, в приемах активизирует умственной и речевой деятельности, в единых требованиях. Задача педагога – исправить речевые ошибки конкретными указаниями, разнообразными обучающими приемами. Один из них – упражнения на постановку вопроса. В конкретной ситуации на наглядном материале дети задают вопросы, охватывающие количество предметов, порядковое место предмета, его размер, форму ит.д. Этим умением ребята успешнее овладевают в том случае, когда адресуют вопрос конкретному лицу – воспитателю или товарищам. Педагог учит детей задавать вопросы по результатам непосредственного сравнения. Все приемы – учебные, игровые, занимательные должны преследовать одну цель – развивать у детей мыслительную активность.

Таким образом, можно говорить, что проблема развития речи дошкольников и математической речи имеет большое значение для формирования математических представлений. Дидактические словесные игры способствуют обогащению словарного запаса детей новой лексики, совершенствуется четкое и внятное произношение детьми звуков, формируют умение строить логико-грамматические конструкции и развивают связную речь в целом.


Библиографическая ссылка

Абричкина М.Е., Гашева О.Е. РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 11-12;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5530 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674