Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорной речи, становления и развития всех ее сторон: фонетической, лексической, грамматической, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
На протяжении дошкольного детства совершенствуется и обогащается речь ребенка, становясь одним из условий познания. В частности, формируются и усложняются функции речи: коммуникативная, планирующая, знаковая, регулирующая, экспрессивная (Л.С. Выготский, В.В. Гербова, В.С. Мухина и др.).
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены следующие направления развития: социально-коммуникативное; познавательное; речевое; художественно-эстетическое; физическое. В рамках познавательного развития формируются представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
Уровень речевого развития существенно влияет на успешность обучения в школе. Полноценная речь способствует математическому развитию и закреплению математических знаний.
Усвоение представлений о некоторых математических понятиях (множество, отношение, величина, число), простейшие вычисления, измерения строятся в основном на базе бытового словаря детей при крайнем ограничении специальных терминов (название геометрических фигур, арифметических действий и некоторых других слов).
Условное деление словаря на активный и пассивный, дает возможность последовательности занятия от понимания смысла (значения) слов, означающих количественные, пространственные, временные отношения, к точному и осмысленному употреблению в речи. Словарь, который усваивают дети при формировании математических представлений, складываются из отдельных слов и словосочетаний, представленных существительными и глаголами, числительными, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами. Его специфическая особенность – значительное преобладание таких частей речи (числительных, прилагательных, наречий, предлогов), которые в обычном речевом обучении дети используют редко и не всегда точно.
Главная цель словарной работы – уяснение точного смысла слов, отражение их с помощью представлений, полученных в процессе практической деятельности. Совершенствование содержания предматематической подготовки, взаимодействие «пассивной» и «активной» речи – все это делает словарный состав подвижным и динамичным.
Процесс формирования предполагает планомерное усвоение, постепенное расширение словаря. Так, качественные отношения («много», «один», «ни одного», «столько - сколько», «поровну», «больше», «меньше») должны осознаваться в практических действиях по сравнению совокупностей и отдельных предметов; заимствование из речи окружающих числительные наполняются смыслом лишь в процессе обучения и, только тогда будут использоваться с определенной целью.
На занятиях дети должны учиться не только распознавать величину предметов, но, и правильно отражать свои представления («шире - уже», «выше - ниже», «толще - тоньше»); отличать эти изменения общего объема («больше - меньше», «большой - маленький»); находить более сложные ориентировки в величине предметов («высокий», «ниже», «самый низкий»); осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры («круг», «квадрат», «треугольник»), пространственные отношения, временные обозначения («утро», «день», «вечер», «ночь», «сегодня», «завтра», «быстро», «медленно»; названия дней недели, месяцев). Только тогда дети научатся постепенно отражать количественные, пространственные и временные представления, глубже осознавать их, обобщать. Овладение словарем обеспечит возможность объяснить цель, способ выполнения действия, результат. Процесс формирования элементарных математических представлений способствует совершенствованию грамматического строя и связной речи – точной, краткой, развитию умений обосновывать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать ошибки.
Формирование элементарных математических представлений решается посредством накопления непосредственных эмоционально-образных впечатлений, усвоения и умения адекватно использовать речь для выражения сущности практического действия, доказательства. Результативность обучения во многом зависит от знания педагогом общих закономерностей развития мышления и речи дошкольников.
Связь речи и мышления двусторонняя: мышление не только находит выражение в речи и формируется в ней, но и регулирует речевой процесс.
Успешное формирование математических представлений в дошкольном возрасте определяется особой ролью практических действий в овладении знаниями, взаимосвязью между степенью освоения действиями и речевым выражением способа его выполнения.
Известно, что мышление действием в дошкольном возрасте опережает мышление речью. Любое действие по мере овладения новым заданием развивается от внешнего к действию в уме.
Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, разработанной психологом П.Я.Гальпериным, действие постепенно отражается от внешней опоры и переходит в умственный план. Промежуточным этапом при этом является высказывание о ходе действия, т.е. отображение действия в речи, без опоры на наглядность.
Таким образом, место, назначение и характер речи детей меняется по мере освоения действия.
Если на первом этапе они выполняют задания с частичным проговариванием способа выполнения, и на втором тоже, на третьем- рассуждают. Умственное действие осуществляется в плане внутренней речи, речи про себя. Внутренняя речь дошкольников, по данным психолога тесно связана с внешней предметной деятельностью. В этом своеобразие их умственных действий, в значительной степени опирающихся на наглядные образы и включенных непосредственно в практическую деятельность .
3-4-х летние дети не могут выполнять задание, которое решается чисто речевыми средствами, т.е. в плане внутренней речи. Им доступны задания, выполняемые практически средствами с незначительным участием внутренней речи. Поэтому целесообразно проговаривание хода выполнения задания или рассказа о выполненном задании.
Практически задания по формированию математических представлений в младшей и средней группах следует давать одновременно с указанием на место речевого выражения действия.
Рассуждения 5-6 летних детей могут основываться только на длительном восприятии анализируемого или сформированных представлениях. Их речь следует за действием, выполняемым другим лицом. Поэтому задание сопровождается словесной инструкцией: «Объясни, как выполнял задание? Почему именно так? Расскажи, как будешь выполнять? Объясни, что я сделала?». Дифференцированный подход облегчает установление взаимосвязи действия и речи, поставленный вопрос – к выполнению действия в уме. Но при этом соблюдается организация предметной деятельности, ее осознание, подведение к обобщениям.
Не исключено и речевые ошибки. Наиболее частые отсутствия в активном словаре необходимых слов или неточное, ошибочное использование, неправильное построение предложения, высказываний, рассуждений, одним словом или наоборот, многословие. Причина – недостаточная ясность, образность в практических действиях, в приемах активизирует умственной и речевой деятельности, в единых требованиях. Задача педагога – исправить речевые ошибки конкретными указаниями, разнообразными обучающими приемами. Один из них – упражнения на постановку вопроса. В конкретной ситуации на наглядном материале дети задают вопросы, охватывающие количество предметов, порядковое место предмета, его размер, форму ит.д. Этим умением ребята успешнее овладевают в том случае, когда адресуют вопрос конкретному лицу – воспитателю или товарищам. Педагог учит детей задавать вопросы по результатам непосредственного сравнения. Все приемы – учебные, игровые, занимательные должны преследовать одну цель – развивать у детей мыслительную активность.
Таким образом, можно говорить, что проблема развития речи дошкольников и математической речи имеет большое значение для формирования математических представлений. Дидактические словесные игры способствуют обогащению словарного запаса детей новой лексики, совершенствуется четкое и внятное произношение детьми звуков, формируют умение строить логико-грамматические конструкции и развивают связную речь в целом.
Библиографическая ссылка
Абричкина М.Е., Гашева О.Е. РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 11-12;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5530 (дата обращения: 03.12.2024).