Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Коновалова Е.В. 1 Левшина Н.И. 1
1 ФГ БОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
1. Битова, А. Л. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития / А. Л. Битова, Ю. В. Липес: Методические рекомендации для музыкальных педагогов, логопедов, воспитателей. - М, 1994.
2. Железнова Е. Пальчиковые игры для малышей «Веселые пальчики» (2 - 6 лет) / Е. Железнова, С. Железнов: Изд-во Новый диск,2005.-38 треков.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека. Именно в нем происходит становление личности и индивидуальности ребенка. Также, максимально благоприятен дошкольный возраст для активного усвоения ребенком речи, развития и становления всех четырех ее сторон: связной, фонетической, лексической и грамматической. Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности. Л.С. Выготский подчеркивал, что гармония личности возможна только при условии единства в развитии двух сфер – эмоциональной и интеллектуальной. Многие исследования показывают, что взаимодействие различных видов искусства более эффективно в эмоциональном и общем развитии дошкольника. А.В. Бакушинский был автором идеи комплексного воздействия искусств на развитие ребенка и создателем этой педагогической системы. В российской педагогике проблемам интегрированных занятий уделяли внимание Т.С.Комарова и Т.Н. Доронова.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» также отражает интегративный подход в речевой и музыкальной деятельности: «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» [3].

Речь и музыка имеют общие основы. Как и речь, музыка начинается со звука. И речь, и музыкальное произведение, как симфония, так и опера - это тексты, которые требуют определенного прочтения. И у музыки и у речи есть особый письменный код - это ноты и азбука, которые сохраняют партитуры и тексты. Письменная форма речи, превратившаяся с помощью таланта известных писателей и поэтов, в произведения литературного искусства, может быть содержанием музыкального произведения, но и музыка может быть содержанием речи: при общении между людьми, при высказывании чего-то личного, глубокого. Музыка, как самый эмоциональный вид искусства способна воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его жизни.

Исследования показали, что использование музыкотерапии при речевых патологиях имеет благоприятное воздействие [1]. Поэтому сочетание работы над речью дошкольников в процессе музыкальной деятельности является актуальной задачей. Воздействие музыки на речь детей выражается в пассивном или активном ее восприятии. Пассивное восприятие, которое имеет активизирующий эффект, находит себя в музыкальном оформлении игр, в сопровождении образовательной деятельности, также музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы дошкольников. Активное восприятие выражается в беседе о музыкальном произведении. В такой беседе, детям предлагается охарактеризовать эмоционально-образное содержание произведения, что позволяет расширить и обогатить словарный запас дошкольников. Такая беседа очень важна. Она «просит» понять свои чувства по поводу услышанного музыкального произведения, а затем рассказать о них. При подборе музыкального произведения следует отталкиваться от интереса детей. Например, при изучении русских народных сказок желательно подобрать соответствующее музыкальное произведение. А.Г.Гогоберидзе, В.А. Деркунская приводят следующие музыкальные иллюстрации к русским народным сказкам: А.Т. Гречанинов «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Елочкин сон», как музыку из опер. Яначек «Приключения Лисички-плутовки» - сюита, В.А. Успенский « Добрый заяц и другие обитатели леса» - симфоническая сказка для детей, А. Сен-Санс «Карнавал животных».

Музыкальное сопровождение речевых занятий радует детей, вызывает разнообразные чувства и помогает лучше понять содержание и сюжет сказки или рассказа. Учитывая привычку малышей к подражанию, уже с двух лет можно начинать показы-инсценировки. Правильно подбирая музыкальное сопровождение, умело, используя его, можно обогатить и развить речь. Знакомство детей с песнями, музыкальными пьесами позволяет расширить представлениями детей о различных явлениях действительности и способствует расширению словарного запаса. При многократном прослушивании произведений дети узнают их, и отвечают на вопросы: весёлая или грустная песня; нравится ли или нет. Таким образом, музыка способствует речевому развитию ребёнка.

В таком музыкальном виде деятельности, как пение работа над речью дошкольников проходит наиболее продуктивно. Полезно пение как для детей с нарушением речи, так и без них. В нем активно развивается дыхание, пение формирует чувство ритма и темпа речи, развивает слух и голос, а так же улучшается дикция. Пение помогает корректировать недостатки в речи, например, такие как невнятное произношение, проглатывание окончания слов. Пропевая песни с короткими, удобными для дыхания фразами, педагог развивает у ребёнка силу воздушной струи, тем самым способствует правильному речевому дыханию. Для речевого развития необходимо создать эмоционально-положительную среду, основой, которой, может служить музыкальное сопровождение. Развитие координации слуха и голоса способствуют развитию артикуляционного аппарата, гласные звуки пропеваются на хорошем дыхании, с правильным звукообразованием, построенным на умении ребёнка расслаблять голосовые связки.

Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса. В работе над дыханием важно сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого можно использовать игру « понюхай цветочек». Дети будут стараться нежно нюхать цветочек, в то время как правильное дыхание начнет формироваться. В работе над дикцией полезно проговаривать текст не в слух, а только губами, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни. И третья сторона в процессе обучения пению - это постановка певческого голоса дошкольника, в которой решаются речевые задачи:

  • совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;
  • культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;
  • формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;
  • развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.

Ильина Н.С. отмечает, что эффективными для речевого развития дошкольников являются музыкально-логопедические рифмовки - короткие стихи, имеющие чёткую ритмическую структуру, которые необходимо пропевать. Тексты рифмовок включают большое количество квазиомонимов, различающихся между собой несколькими фонемами, что делает их незаменимыми в работе над фонематическим восприятием. Ритм и мелодия рифмовки акцентируют морфологический признак, который необходимо закрепить в активной или пассивной речи ребёнка. Многократное восприятие и воспроизведение грамматических форм, предложно-падежных конструкций, словосочетаний, которыми максимально насыщена рифмовка способствуют формированию у детей морфологических и синтаксических обобщений. Критерием тщательного отбора содержания рифмовки является его соответствие детскому опыту. Простой текст и мелодия рифмовки рассчитаны на то, что ребёнок сможет подпевать взрослому. Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи. Кроме того, стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», эта фраза принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Связь мелкой моторики и интеллектуального развития, речи была отмечена еще давно многими педагогами и психологами, например, связав музыку, речь и мелкую моторику Е. Железнова и С. Железнов разработали комплекс упражнений по развитию мелкой моторики под музыку: «С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создаёт благоприятную атмосферу для занятий. Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам. подготовить руку к письму» [2].. Уже в средней группе детского сада, предусматривается изучение нового инструмента-металлофона. Игра на нем способствует развитию у дошкольников мелодического слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Дети начинают подбирать мелодии на слух, что активизирует их речь, так как речевой слух составляет основы слуха музыкального.

Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность.


Библиографическая ссылка

Коновалова Е.В., Левшина Н.И. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 24-26;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5535 (дата обращения: 05.12.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074