Исследуя понятие ‘’интерес’’ в психолого-педагогической литературе, было выявлено, что интерес - активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная в основном с положительным эмоционально-окрашенным отношением к познаванию объекта или к овладению той или иной деятельностью. Интерес носит избирательный характер и влечет за собой тенденцию обращать внимание на объекты определенного рода, на их познание или на выполнение определенной деятельности. Интерес имеет важнейшее значение в осуществлении любой деятельности человека: является одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, повышает познавательную активность человека, вызывает стремление работать в определенной области, служит одним из важнейших условий подлинно творческого отношения к работе.
Важная роль, которую интерес играет в учебной деятельности, ставит задачу сделать учение интересным, что может быть достигнуто, прежде всего, путем опоры на наличие уже имеющихся у учащегося интересов. Мы считаем, что педагоги и воспитатели должны пробуждать, формировать, развивать у учащихся новые интересы, относящиеся к самим предметам изучения, а также интересы, в наибольшей мере соответствующие индивидуальным особенностям, возможностям и способностям учащихся. При этом необходимо всемерно содействовать воспитанию широты, устойчивости, силы и действенности интереса. Один из основных путей развития положительных, устойчивых и действенных познавательных интересов - понимание учащимися значения того объекта, к которому надо вызвать интерес. Важно, чтобы познание было связано с положительными эмоциональными переживаниями, с радостью познания.
В системе обучения иностранному языку как иноязычной культуре в первую очередь важны средства поддержания мотивации к познавательной, развивающей и воспитательной деятельности, что в конечном итоге вызывает у изучающего иностранный язык коммуникативную мотивацию.
Принцип увлекательности проявляется в выборе интересных форм работы, увлекательных приёмов, заданий, игр и так далее, позволяющих решать поставленные задачи с большой эффективность.
При организации обучения дошкольников английскому языку возникает проблема - отсутствие у ребёнка потребности говорить на иностранном языке.
Главная трудность заключается в том, что эту потребность надо специально создать. И это можно сделать с помощью потребности ребёнка в других видах деятельности, в данном случае, в его потребности в игре, являющейся ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Игровые приёмы дают возможность создавать реальные коммуникативные ситуации. При обучении иностранному языку, когда учебная мотивация отсутствует, игра становится основным способом организации деятельности дошкольников на занятиях по обучению иностранному языку. Но, как показывает практика, не всякая игра соответствует поставленным целям обучения иностранному языку.
Е. И. Негневицкая выделяет требования к игре как особому виду деятельности и основному способу достижения задач обучения иностранному языку. В общем виде эти требования заключаются в следующем:
- Наличие воображаемой ситуации, в которой будут участвовать дети.
- Обязательное осознание детьми игрового результата.
- Осознание детьми правила, соблюдая которое можно достичь данного результата.
- Возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребёнком.
К ситуативным относятся ролевые игры, которые моделируют ситуации общения по тому или иному поводу. Они, в свою очередь, делятся на игры репродуктивного характера, когда дети воспроизводят типовой, стандартный диалог, применяя его к той или иной ситуации и импровизационные игры, требующие применения и видоизменения различных моделей. Это такие ролевые игры, как “В магазине игрушек”, “Визит к доктору”, “День рождения”, “Покупаем продукты”, “Одеваемся на прогулку” и т.д.
К соревновательным относятся большинство игр, способствующих усвоению лексического и грамматического материала. В них побеждает тот, кто лучше владеет языковым материалом. Это всевозможные викторины, настольно-печатные игры по типу “Лото”, выполнение команд и т.п.
Ритмомузыкальные игры - это всякого рода традиционные игры типа хороводов, песен и танцев с выбором партнёров, которые способствуют не столько овладению коммуникативными умениями, сколько совершенствованию фонетической и ритмомелодической сторон речи и погружению в дух языка.
Художественные или творческие игры - это вид деятельности, стоящий на границе игры и художественного творчества, путь к которому лежит для ребёнка через игру. Их, в свою очередь, можно разделить на драматизации (постановку маленьких сценок на английском языке); изобразительные игры, такие как графические диктанты, аппликация и т.п.; и словесно - творческие (подбор рифмы, коллективное сочинение подписей к комиксу, коллективное сочинение маленьких сказок).
В эту классификацию можно включить и лингвострановедческие игры. Они знакомят дошкольников с продуктами культуры, с традициями и праздниками англоязычных стран, раскрывают культурные ценности разных народов. Играя в эти игры, ребёнок приобретает такую компетентность, как толерантность, учится смотреть на другую культуру критически, сравнивать ее со своей.
Таким образом, игры облегчают процесс социализации ребёнка. Игровые задания готовят детей одновременно к устному и письменному общению. Игры помогают ребёнку реализовать желание учиться дальше, развивать умение самостоятельно решать поставленную задачу, организовывать свою работу, давать собственную оценку и самооценку, умение сравнивать, квалифицировать, выбирать главную и отсеивать второстепенную информацию, использовать дополнительный материал.
Библиографическая ссылка
Мязин А.С., Матвеева А.С. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 33-34;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5540 (дата обращения: 23.11.2024).