Одним из решающих факторов развития современного ДОУ выступает организация в нем инновационной деятельности. Именно поэтому о дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в «режиме развития». Философский энциклопедический словарь определяет «развитие» как изменения направленные, закономерные и необходимые. Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе сложившихся закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. При этом вполне очевидно, что любому руководителю сначала нужно определиться с «терминологическим полем», в рамках которого будут формулироваться цели и задачи изменений. Инновация (нововведение) - целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое [3].
В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
В литературе описаны типы нововведений, которые группируются по следующим основаниям.
- По влиянию на учебно-воспитательный процесс: в содержании образования; в формах, методах образовательного процесса; в управлении ДОУ.
- По масштабам (объему) преобразований: частные, единичные, не связанные между собой; модульные (комплекс частных, связанных между собой); системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).
- По инновационному потенциалу: усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения); новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения); радикальные инновации.
- По отношению к предшествующему: новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество); прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение); освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение); ретровведение - освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.
Считается, что впервые термин «инновация» появился в научных исследованиях культурологов в ХIХ веке и буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую. С начала XX века стали изучаться закономерности технических нововведений. В 30-е годы XX века австрийский экономист И. Шумпетер впервые использовал понятие «инновация», означавшее в авторском варианте «новшество», «нововведение». Систематическое изучение инновации в образовании началось в конце 50-х годов XX века в США и Западной Европе.
Обобщая результаты проведенных исследований можно сказать, что в 50-60-е годы в связи с внедрением в процесс обучения технических средств широко используются термины «технология образования», «технология обучения», «педагогическая технология». В США, Англии, ФРГ, Франции, Италии под таким названием стали выходить специальные журналы.
Сегодня понятие «педагогическая технология», «инновационная технология», «технология обучения» насчитывает большое количество определений («технология» - от греч. «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - учение, наука).
Одной из первых классификаций считается классификация Е.М. Роджерса. На основе ряда эмпирических исследований он разработал идеальные типы категорий субъектов-реализаторов новшеств:
1) новаторы - всегда открытые к новому, которым постоянно интересуются, извлекают новое из общения с локальными группами, из любых контактов и космополитически ориентированы;
2) ранние реализаторы - следуют за новаторами, но отличаются от них тем, что в большей степени интегрированы в свое местное объединение и тем самым сильно влияют на него;
3) предварительное большинство - субъекты этой группы свободно и интенсивно общаются с первыми группами, но редко выступают в роли лидеров;
4) позднее большинство - основной характеристикой этих субъектов является скепсис. Они осваивают новшества в результате оценки собственных потребностей в них, а также под давлением социальной среды;
5) колеблющиеся - их основой характеристикой является ориентация на традиционные ценности, они последними осваивают новшества.
Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети. Руководители ДОУ, педагоги должны ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, чтобы не тратить времени на открытие уже известного [1]. Г.К. Селевко дает классификацию педагогических технологий применительно к школе. Но эта классификация может представлять интерес и для системы дошкольного воспитания и образования. Приведем несколько типов технологий, характеризующихся отношением взрослых к ребенку.
Авторитарные технологии. Педагог - единоличный субъект учебно-воспитательного процесса. Технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
Гуманно-личностные технологии исповедуют идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергают принуждение.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности. Осуществляя выбор, ребенок заявляет свою позицию, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Заведующий ДОУ должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса. Поэтому важно определить конкретные задачи для каждого направления: «Что мы хотим изменить в содержании педагогического процесса?», «Какую цель мы ставили при организации методической работы в ДОУ?», «Как изменим предметно-развивающую среду?» и т.д. Руководитель выстраивает «дерево целей». Познакомив с ним коллектив, он может провести анкетирование «Как Вы относитесь к предлагаемому новшеству?» со следующими вариантами ответов:
- считаю бесполезным;
- есть сомнения в необходимости использования;
- есть сомнения в возможности применения;
- есть интерес;
- есть уверенность в его эффективности и необходимости использования в практике;
- затрудняюсь ответить;
- свой ответ.
Важно, чтобы цели, которые ставит руководитель ДОУ, позволяли получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств или времени. Нововведение может считаться успешным, если оно позволило решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.
Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.
Таким образом, инновационная деятельность является сложной, комплексной деятельностью по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств, направленных на достижение большей эффективности в сфере образования в дошкольных образовательных учреждениях.
Библиографическая ссылка
Пудинова А.С., Шепилова Н.А. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 34-35;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5541 (дата обращения: 23.11.2024).