Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ САД КАК ВАРИАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Багаутдинова С.Ф. 1 Утовкина А.В. 1
1 Магнитогорский государственный университет
1. Вариативные формы дошкольного образования. [Электронный ресурс]. URL: http://omczo.org/publ/233-1-0-4067
2. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/Fonegone/20132020
3. Гусева, Т.Н. Новые формы дошкольного образования в Москве: методическое пособие / Т.Н. Гусева, М.М. Цапенко, Н.Ю. Симонова, К.Ю. Белая. - М., 2009.
4. Гусева, Т.Н. Семейный детский сад в Москве: методические рекомендации / Т.Н. Гусева, М.М. Цапенко, Н.Ю. Симонова, К.Ю. Белая. - М., 2009.
5. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70183566/
6. Опыт работы по организации работы групп семейного воспитания. [Электронный ресурс]. URL: http://sadik34.ru/nashi-gruppy/gruppa-semejnogo-vospitaniya/85-opyt-raboty
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/497270/
8. Развитие альтернативных форм дошкольного образования. [Электронный ресурс]. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-365869.html?page=5
9. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
10. Цапенко, М. М. Семейный детский сад: алгоритм создания и особенности работы: методическое пособие для родителей и сотрудников дошкольных образовательных учреждений / М.М. Цапенко, Т.В. Волкова, А.С. Червова. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. - 2012.

Развитие вариативных форм и моделей дошкольного образования в России является одним из актуальных вопросов образовательной политики государства, так как в настоящее время ощущается острая нехватка мест в ДОУ, недостаточен охват детей дошкольным образованием. Задача ликвидации к 2016 году очередности в дошкольных организациях для детей от трех до семи лет и достижение 100 процентов доступности дошкольного образования поставлена Президентом Российской Федерации. Так, согласно государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Подпрограмма 2 «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей»), принято решение об увеличении роли негосударственного сектора в предоставлении услуг дошкольного образования детей. «Решение этой задачи будет обеспечено за счет строительства современных зданий дошкольных организаций, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства, и развития вариативных форм и моделей дошкольного образования (частные, семейные и корпоративные детские сады), что в совокупности обеспечит существенное сокращение дефицита мест» [2]. В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (Раздел III. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; пункт 3. Меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования), говорится о «повышении доступности услуг для семей с детьми за счет активного развития и поддержки сектора профильных некоммерческих организаций и расширении вариативности форм дошкольного образования» [5]. В новом ФЗ «Об образовании в РФ» предусмотрено финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации посредством предоставления субсидий данным организациям на возмещение затрат (статья 8, пункт 6) [9].

Из материала Житняковой Н.Ю. «Вариативные модели дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу. Вариативные модели дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями»[1].

Согласно статье 17 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» («Формы получения образования и формы обучения») образование может быть получено вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность в форме семейного образования и самообразования [9]. В «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014, раздел II. Организация и осуществление образовательной деятельности) также говорится, что дошкольное образование может быть получено вне организаций – в форме семейного образования. «В образовательной организации могут создаваться: семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования» [7].

В литературе отсутствует четкое разведение терминов «семейный детский сад» и «семейные дошкольные группы». Мы будем использовать понятие «семейный детский сад», т.к. оно шире и отражает все аспекты деятельности образовательной организации (финансовую, административно-хозяйственную, образовательную), реализуемые организаторами семейного детского сада. На наш взгляд, воспитатель семейного детского сада выполняет не только образовательные, но и управленческие функции (организует питание, отвечает за организацию среды, контролирует образовательные и обеспечивающие процессы).

Рассмотрим модель семейного детского сада как структурного подразделения дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ), реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования.

М.М. Цапенко дает следующее определение понятию «семейный детский сад»: «это вариативная модель дошкольного образования, которая создается с целью обеспечения всестороннего развития детей от двух месяцев до семи лет, реализации на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка, расширения методов дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии, поддержки многодетных семей и предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства» [10].

«Дошкольное детство» – особое время в жизни ребенка, когда формируется организм, происходит становление личности. В этот период, ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых. Поэтому несоответствующий уход со стороны родителей и педагогов может спровоцировать проблемы поведения, социальную дезадаптацию и эмоциональное неблагополучие у ребенка и привезти к тяжёлым последствиям в будущем.

Семейный детский сад организуется для многодетной семьи, имеющей трех и более детей в возрасте от двух месяцев до семи лет, по месту проживания данной семьи. В случае если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других семей.

С позицией М.М. Цапенко согласуется мнение Т.Н. Гусевой в отношении целей организации семейных детских садов [3]:

  • поддержка многодетных семей;
  • предоставление многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей;
  • расширение форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 64, п. 3) говорится, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры [9].

Семейный детский сад является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения, для этого в штатное расписание ДОУ вводятся дополнительные штатные единицы. Родитель (законный представитель) многодетной семьи назначается на должность воспитателя семейного детского сада.

Из опыта работы Н.Ю. Симоновой следует, что «воспитатель семейного детского сада имеет те же права и обязанности, что и воспитатель ДОУ (ведет документацию в соответствии с номенклатурой дел; согласно графику проходит медицинский осмотр; постоянно повышает свою квалификацию, занимается самообразованием; создает необходимые условия для успешной реализации образовательной программы, используя для этого материалы методического кабинета; принимает активное участие в музыкальных и физкультурных занятиях, в подготовке праздников, развлекательных мероприятий; имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, несет юридическую и административную ответственность за нарушение должностных обязанностей и т. д.») [6].

Образовательная деятельность в семейном детском саду может организовываться в здании ДОУ (музыкальные занятия, физкультурные, участие в досугах, утренниках и др.) или в домашних условиях.

Питание детей осуществляется в специально отведенном месте и должно соответствовать установленным нормам для детей дошкольного возраста. Обеспечение финансовыми ресурсами на питание происходит за счет средств бюджета на основе нормативного финансирования на одного воспитанника. Организация питания возможна несколькими способами: доставка в специальной таре из ДОУ или, если имеются необходимые условия, приготовление пищи в самом семейном детском саду по утвержденному ДОУ меню [3].

Медицинский контроль осуществляется участковым педиатром на основании договора между семейным детским садом и учреждением здравоохранения.

Управление образования оказывает воспитателю семейного сада методическую и консультативную помощь. Уставом образовательного учреждения и договором между ДОУ и родителем (законным представителем) определяются режим работы семейного детского сада и пребывание в нем детей. Контроль за функционированием семейного детского сада осуществляет администрация ДОУ [4].

В настоящее время семейные детские сады уже нашли свое распространение во многих городах Российской Федерации: Самара, Пятигорск, Нижний Новгород, Кемерово, Пенза, Владивосток, Санкт-Петербург, Москва и т.д. Опыт открытия и работы таких садов уникален, и заставляет задуматься об актуальности данной модели дошкольного образования. Чтобы лучше понять специфику семейных детских садов, необходимо рассмотреть примеры таких садов и проанализировать их. Для этого мы выделили следующие критерии: 1. Направленность семейных детских садов (общеразвивающая или осуществление присмотра и ухода за детьми без реализации образовательной программы); 2.Объем образовательных услуг; 3. Организация питания; 4. Медицинский контроль; 5.Количество детей из других семей.

Для сравнительной характеристики мы взяли два семейных детских сада г. Москвы и г. Пятигорска.

Город Москва: 1. Направленность семейного детского сада: общеразвивающая. 2.Объем образовательных услуг: физкультуру, музыку, занятия с психологом и логопедом дети посещают в условиях городского образовательного учреждения, для этого в штатное расписание этого учреждения вводятся дополнительные штатные единицы: воспитатель по физкультуре – 0,25 ст., музыкальный руководитель – 0,25 ст., педагог-психолог – 0,25 ст., логопед – 0,25 ст. 3. Организация питания: в семейном детском саду организацией питания занимается воспитатель, на это из бюджета города Москвы предусматривается финансирование. 4. Медицинский контроль: в семейном детском саду осуществляется медицинский контроль участковым педиатром, в соответствии с нормативными документами и должностной инструкцией участкового врача-педиатра. 5. Количество детей из других семей: 1 ребенок из другой семьи [8].

Город Пятигорск: 1. Направленность семейного детского сада: общеразвивающая. 2.Объем образовательных услуг: все занятия по физическому, познавательному и эстетическому развитию детей проводятся воспитателем семейного детского сада. Для этого воспитатель получает методическую, психолого-педагогическую и консультативную помощь в образовательном учреждении, к которому прикреплён семейный детский сад. 3.Организация питания: в семейном детском саду г. Пятигорска осуществляется в соответствии с установленными нормами для детей дошкольного возраста и транспортируется из курирующего дошкольного учреждения. Для этого в штатном расписании учреждения выделяются следующие штатные единицы: повар – 0,25 ст., кухонный работник – 0,25 ст. 4. Медицинский контроль: медицинское обслуживание детей, посещающих семейный детский сад, осуществляется в порядке, установленном в учреждении. Педагог-психолог и старшая медицинская сестра ведут постоянное наблюдение за здоровьем детей в домашних условиях. Для этого в штатном расписании учреждения выделяются следующие штатные единицы: старшая медсестра – 0,25 ст., педагог-психолог – 0,25 ст. 5. Количество детей из других семей: нет [6].

Опираясь на обозначенные примеры можно сделать вывод, что семейные детские сады отличаются объемом образовательных услуг, получаемых в учреждении, способом организации питания и медицинского обслуживания, количеством детей из других семей. Общим для них является общеразвивающая направленность, предоставление многодетным родителями возможности трудоустройства, практическая реализация индивидуального подхода в воспитании ребенка.

Таким образом, можно отметить следующие социальные эффекты организации семейных детских садов при ДОУ:

  1. Решается вопрос сокращения очереди в детские сады и реализации конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
  2. Родители могут устроиться на официальную работу – они становятся воспитателями, младшими воспитателями, прикрепленными к ДОУ. Следовательно, они имеют трудовую книжку и зарплату, в зависимости от квалификации.
  3. Семейные детские сады – это материальное подспорье для семьи, поскольку на питание каждого ребенка им будет выделяться определенная сумма.
  4. В такие детские сады могут ходить дети, по разным причинам не посещающие обычные дошкольные учреждения.

На сегодняшний день семейный детский сад как вариативная модель дошкольного образования является актуальным явлением и, что немаловажно, законодательно закрепленной формой получения образования.


Библиографическая ссылка

Багаутдинова С.Ф., Утовкина А.В. СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ САД КАК ВАРИАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 43-45;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5546 (дата обращения: 03.10.2023).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.685