Проблема противоправного, антиобщественного поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности. В педагогической и социально-педагогической литературе такое поведение чаще всего обозначают как делинквентное. Под термином «делинквентное поведение» понимается противоправное поведение личности, в крайних своих формах представляющее уголовно наказуемое деяние. Изучением социальных отклонений в поведении занимались такие отечественные ученые, как В.С. Афанасьев, В.Т. Павлов, Е.В. Шипилов, В.В. Орехов, Л.И. Спиридонов. Вопросы профилактики преступлений, совершенных несовершеннолетними, разрабатывали P.M. Булатов, В.Н. Бурлаков, Н.И. Ветров, И.В. Волгарева, К.К. Горяинов, А.И. Долгова, К.Е. Игошев, Г.М. Миньковский, В.В. Понкратов, В.Ф. Пирожков. Но, вместе с тем, ощущается недостаточность разработки технологий и программ социально-педагогической реабилитации делинквентных детей.
Для восполнения этого пробела необходимо выяснение причин формирования делинквентного поведения у детей. Исследуя «пути развития» делинквентного поведения у детей и подростков, В.Н. Косырев отмечает, что обычно всё начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе. Затем следуют мелкое хулиганство, издевательство над младшими, слабыми и т.д. [2, с. 305]. Е.В. Змановская считает, что «больное» общество «программирует» патологию и на уровне индивидуального поведения. Примером этого выступает навешивание ярлыков. Красиво – не красиво, правильно – не правильно, добро – зло, что является аморальным, и что есть мораль. В ряде случаев устойчивое антиобщественное поведение формируется по принципу порочного круга: первичное, случайно совершенное преступление – наказание – опыт насильственных отношений (максимально представленный в местах заключения) – последующие трудности социальной адаптации вследствие ярлыка «преступника» – накопление социально-экономических трудностей и вторичная делинквентность – более тяжкое преступление и т.д. [1 ; с. 131].
В свою очередь, мы считаем, что формированию делинквентного поведения молодёжи способствует кризисное состояние общества, затрудняющее процесс социализации, приводящий к тому что, вертикальная восходящая мобильность проблематична, высшее образование не выступает гарантом успешной карьеры и материального благополучия выпускников. В то же время «авантюрная» карьера, работа в темных (криминальных) предприятиях представляются многим представителям молодежи быстрым «социальным лифтом», дорогой, ведущей наверх, к социальному благополучию, высокой оценке со стороны общественности. Таким образом, общество, являясь одной из причин порождения делинквентного поведения, как это ни парадоксально, посредством системы суровых наказаний воспитывает преступников, от которых хотелось бы избавиться. Существующая система наказаний не способствует ресоциализации оказавшихся там подростков, резко уменьшая их шансы на нормальную полноценную жизнь.
Мы говорим не о том, что не нужно применять меры наказания к детям и подросткам девиантного поведения, а лишь о том, что современное наказание не эффективно: говоря как не нужно делать общество, зачастую не дает положительного примера, просто говорит: «Так нельзя!», а на вопрос «Как нужно?», ясного ответа не предоставляет. Необходимы специальные суды и учреждения «перевоспитания» для подростков. Общество и дальше будет терять свой потенциал, если не будет способствовать адекватному вхождению в жизнь подрастающего поколения, укреплению семьи, преодолению культурного вакуума. Необходим гуманистический подход к решению проблем, предполагающий работу с личностью оступившегося человека. Идеи А.Маслоу, рассматривающего негативные проявления ребёнка как ответ на невозможность проявить то положительное, что дано природой [3, с.17], К.Роджерса, предлагающиго ориентироваться в анализе личностных характеристик ребёнка на его отношение к самому себе [4, с.200], должны учитываться в создании реабилитационных программ для делинквентных детей и подростков.
Нами разработан социально-педагогический проект «Феникс» по предупреждению рецидивной преступности несовершеннолетних. В отличие от других реабилитационных программ, которые в основном проводятся в специальных закрытых учреждениях в изоляции от общества, наш проект рассматривает общество как ресурс. Главной задачей данного проекта является изменение ценностной сферы ребенка и направление его по нравственному пути развития.
Проект развивается в двух направлениях: работы с семьёй и работы с детьми. Работа с семьей делинквентного ребенка необходима для того, чтобы родители понимать сущность данного комплекса мероприятий, и могли помочь в восстановлении личности ребенка. Работа с семьей ведется перед началом работы группы. Ее суть заключается в том, что бы объяснить радетелям данную программу, что бы они могли повлиять на своих детей из семьи, донести до них значимость моральной поддержки на пути социализации ребенка. В рамках этого направления предусмотрены 4 лекции, на которых родители смогут получить в полной мере информацию о предупреждении рецидива несовершеннолетней преступности, и о последствиях рецидива. Так же родители смогут индивидуально проконсультироваться у психотерапевта. По итогам этой работы мы хотим получить от родителей полное понимание наших целей и поддержку.
Работа с детьми. Идея нашего проекта состоит в том, что бы помочь делинквентным детям успешно войти в общество. Это своего рода интенсивный курс психолого-педагогической терапии. За основу программы мы взяли принцип реабилитации в группе программы «12 шагов» [5], разработанной в Обществе анонимных алкоголиков в США, адаптировав её к условиям работы с делинквентными детьми в России, расширив подбор форм и методов работы, состав группы. Группа состоит из 8 детей, 1 социального педагога, 1 психотерапевта и 1 уполномоченного по делам несовершеннолетних. В проекте «Феникс» представлена программа интенсивной психолого-педагогической терапии, в которую в ходят 5 основных компонентов:
- групповые тренинги;
- индивидуальные консультации;
- развивающие семинары;
- профессиональное ориентирование;
- волонтерская деятельность.
Таким комплексом мы будем воздействовать на все сферы развития подростка.
На групповых тренингах ребята смогут раскрыть себя, пообщается, поделиться проблемами со сверстниками. Задача в этом направлении создать и сплотить группу, которая будет сама помогать в восстановлении или же формировании важных социальных личностных качеств. В конце программы эта группа сможет самостоятельно функционировать, без участия социального педагога. А так же у ребят появятся новые друзья, с которыми они смогут решать аналогичные проблемы, как считал А.Адлер, «Помогая другому с такой же проблемой ты помогаешь себе».
На индивидуальных консультациях психотерапевт и социальный педагог помогут решить личные проблемы ребенка. Сформировать положительную «Я-концепцию», постараются сконструировать гармоничную личность, найти свой путь в жизни, помочь ребенку понять ценность законопослушного поведения. Задача этих занятий изменить ценностную сферу ребенка.
На развивающих семинарах детям помогут расширить кругозор, покажут, что в мире много интересного и занимательного. Мотивируют их к саморазвитию. На этих занятиях ребята найдут для себя, что-то новое и увлекательное. Задача этих занятий состоит в том, чтобы заинтересовать ребят окружающим миром, социумом.
На профессиональном ориентировании детям помогут определиться с будущей профессией. С помощью диагностики выяснятся их склонности, и в соответствии с ними будут подобраны и предложены профессии. Так же будут проведены игры «Попробуй себя в профессии», в результате которых ребята поймут суть выбранного ими направления, опробуют данную роль на себе в ходе игры.
Волонтерскую деятельность, в которую будут вовлечены подростки, планируется осуществлять на базе дома престарелых. В результате этого взаимодействия ребята смогут прикоснуться к опыту предыдущих поколений, услышать из первых уст реальные истории из жизни, примеры выхода из сложных ситуаций, и примеры счастливой жизни, полной труда и любви. Вместе с тем, у детей будет реальная возможность проявить сострадание, оказать помощь, почувствовать при этом свою нужность, ценность совершаемого дела. Так же в программе предусмотрена помощь в подготовке и проведении праздника Победы – 9 мая, когда они включаться в активную помощь родному городу.
Работа с делинквентными детьми не должна состоять из разовых мероприятий. Она может быть эффективной только при системном и комплексном подходе, когда осуществляется взаимодействие и всех заинтересованных институтов общества и различных специалистов: социальных педагогов, психологов, инспекторов по делам несовершеннолетних и т.д., родителей и самих детей, без активной воли к изменениям у которых мы не получим желаемых изменений. Только формирование новых качеств личности, новых ценностей способно привести к ресоциализации оступившегося подростка. Эти сложные задачи можно решить только гуманистическими, а не репрессивными, методами.
Библиографическая ссылка
Тиккер М.А. ПРИЧИНЫ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И ПУТИ ИХ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 60-61;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5557 (дата обращения: 23.11.2024).