Факультет психологии Ставропольского государственного университета - основной представитель базовой подготовки специалистов психологов в Северо-Кавказском федеральном округе. В связи с требованиями Болонского соглашения факультет осуществляет многоуровневый процесс обучения в системе с довузовской работой и последипломным образованием.
В довузовскую работу вовлечены все преподаватели, студенты и аспиранты. Современная работа по выявлению способной к данной профессии молодежи начинается с предпрофильных классов общеобразовательной школы. Открыта Школа юного психолога, где на доступном школьнику уровне рассказывают о психологии и психологах, профессии психолога, проводят моделирующие тренинги, позволяющие школьнику представить реальные условия работы психолога, проблемные ситуации данной профессии, барьеры и решение профессиональных проблем. Школьники вовлечены в научную работу Малой Академии дополнительного образования Дворца детского творчества Ставропольского края, где сотрудничают преподаватели нашего факультета.
Сегодня, когда основная задача - не получать, а «строить» свое образование, которое после вуза не заканчивается, а продолжается «через всю жизнь», - важно создать в процессе обучения условия развития потребности в непрерывном самосовершенствовании и самообразовании. Система последипломного образования, созданная в классическом университете, достаточно широко распространена. Вводятся новые формы повышения квалификации, направленные на стимулирование развития творческой активности и повышения уровня профессиональной компетентности специалистов-психологов. В университете студенты и преподаватели могут получить психологическую помощь, включающую психодиагностику, психопрофилактические мероприятия, психологическое консультирование и психокоррекцию по направлениям: психологическое, клиникопсихологческое, логопсихологическое. Осуществляется воспитательная и педагогическая деятельность кураторами академических групп.
Воспитательная работа реализуется в университете на основании концепции и программы воспитательной деятельности СГУ, в которых определены цели и задачи, направленные на создание условий для реализации индивидуальности каждого студента. Неоценим вклад в воспитательный процесс музей истории факультетов классического университета. Экспозиции музея построены так, чтобы с их помощью ярче обозначить уникальность каждой профессии, познакомить студентов с выдающимися деятелями науки в разных областях знаний, вызвать чувство гордости за выбранную профессию. Музей факультетов - это центр духовно-нравственного и патриотического воспитания, где студенты встречаются с первыми преподавателями и студентами вуза, видными учеными специалистами своего Отечества, региона и учеными с мировым именем, участниками Великой Отечественной войны - бывших сотрудников и преподавателей университета. Студенческие группы активно участвуют в подготовке всех мероприятий.
Особую роль в жизни студентов играет студенческий совет, который организует информационное обеспечение студентов, разрабатывает основные направления активного досуга студентов, культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, выдвижение кандидатов на именные стипендии и отдых в России и за рубежом.
Большую роль в воспитательном процессе во внеурочное время отводится научной библиотеке университета, имеющей уникальные фонды и возможности попасть в литературные фонды ведущих библиотек России. Здесь проводятся выставки новинок методической и научной литературы, презентации новых изданий преподавателей университета, диспуты, круглые столы, викторины, Дни науки.
Страны, усилия которых направлены на выполнение требований в системе высшего образования по Болонскому пути, аппелируют к компетенциям и компетентностям как ведущему критерию подготовленности современного выпускника высшей школы, к нестабильным условиям труда и социальной жизни. В основу повышения качества подготовки специалиста ставится компетентностный подход.
Если традиционная «квалификация» специалиста подразумевала функциональное соответствие между требованиями рабочего места и целями образования, а подготовка сводилась к усвоению учащимися более или менее стандартного набора знаний, умений и навыков, то «компетенция» предполагает развитие профессионального инновационного мышления, способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности и нести за них ответственность.
При подготовке специалиста в условиях классического университета необходимым условием является учет особенностей будущей профессиональной деятельности. Поэтому для развития инновационного мышления студентов создан и активно работает «Социальный инновационный студенческий центр», для помощи трудоустройства выпускников создана «Ассоциация выпускников», которая содействует трудоустройству выпускников университета. Используются компьютерные технологии, создан банк данных, включающий информацию обо всех выпускниках университета, заканчивающих обучение как на додипломном, так и последипломном уровнях. При распределении выпускников активное участие принимают работодатели всех учреждений города и края. Создан банк данных по работодателям. На сайте университета можно получить информацию о наличие мест в магистратуре, аспирантуре, докторантуре.
Тесно связана с учебным процессом и научно-исследовательская работа студентов. Участие студентов в работе Проблемных научно-исследовательских лабораторий факультетов, научных Центров и структурных подразделений университета - практико-ориентированных учреждений ОО «Ассоциация развития психоанализа и психотерапии», «Центра психологического консультирования и психокоррекции», расширяет возможности коммерциализации результатов научных исследований, получать и реализовывать финансирование научных грантов, выполнять хоздоговорные работы. Только за последние 3 года в научно-исследовательской работе научных кружков и проблемных групп приняли участие 78% студентов факультета психологии.
Европейское требование - единый общеевропейский образец приложения к диплому о высшем образовании. Приказом Минобрнауки России от 25 апреля 2005 г. N 126 «О головных вузах и организациях в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией» утверждены вузы по введению приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement), как инструмента академической мобильности.
В 2005 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. был реализован проект, связанный с исследованием опыта реализации программ двойных дипломов российскими вузами. Выпускники классического университета факультета психологии выполняют и защищают выпускные квалификационные работы на иностранном языке (30%).
Указанные выше условия подкреплены системой повышения квалификации преподавателей университета по внедрению новых Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения.
Библиографическая ссылка
Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н. ЕВРОПЕЙСКИЕ ТРАДИЦИИ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5. – С. 27-28;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=564 (дата обращения: 22.12.2024).