Неслучайность возникновения семиологического подхода к изучению языка в методологических изысканиях лингвистов в поисках формирования целостного “образа языка” (по определению Ю.С.Степанова) подтверждается тем, что в недрах различных, подчас не пересекающихся лингвистических традиций (русской, западно-европейской, американской) складывались предпосылки для интерпретации языка, его единиц и категорий как знаковых сущностей. Так, в отличие от того направления исследований по семиотике, которое, начиная с Пирса и Соссюра, ориентировалось на отдельный знак, в исследованиях русских учёных 30-40-х годов 20-го века, например М.М.Бахтина, в центре внимания оказывается знаковая последовательность - связанный текст. По наблюдениям ученого В.В.Иванова, за рубежом его изучение было признано основной задачей “семиотики второго поколения” только в последние годы - прежде всего благодаря статьям Э.Бенвениста и трудам, посвящённым лингвистике текста. Другой выдающийся советский психолог Л.С.Выготский знаки рассматривал как средства управления поведением человека. Идеи Выготского, понимание языка как целенаправленной знаковой деятельности разрабатывались его последователями А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурией и другими. Наиболее заметное раздвоение семиотики как бы на две дисциплины отмечено в 50-60-х годах, когда одни исследователи, например, Р.Барт, Ю.С.Степанов стали определять семиотику как науку о любых объектах, несущих какой- либо смысл, значение, информацию “вне зависимости от того, прощупывается ли в таких системах или нет (и чаще ответ был “нет”) какая - либо внутренняя организация, подобная организации высказывания в языке. А другие, например Эрик Бюйсенс, Луи Прието стали определять семиотику как науку о таких объектах, которые служат динамическим целям коммуникации, передачи информации и которые, следовательно, в конечном счёте, должны содержать в своей организации нечто, подобное организации высказываний в языке. Согласно последовательной семиотической теории Л.Ельмслева, широко принимаемой в современной лингвистике, семиотика рассматривается как некая иерархия, (т.е. как иерархически организованная сеть отношений), наделённая двойным способом существования - парадигматическим и синтагматическим (и, следовательно, доступная пониманию как семиотическая система или как семиотический процесс) и имеющая по меньшей мере 2 плана членения - выражение и содержание, - соединение которых образует семиозис.
Библиографическая ссылка
Штатская Т.В. СЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЯЗЫКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 5-1. – С. 133-133;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5645 (дата обращения: 23.11.2024).