В Казахстане реформы, осуществляемые в системе общественных отношений, оказывают огромное влияние на образование, требуя от него мобильности, адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и соответствия потребностям развития экономики. В этом контексте возросло значение современной системы образования. В стране была создана нормативно-правовая база для обновления системы образования, приняты новый Закон «Об образовании» и программа «Образование», определившие основные принципы государственной политики и направления развития системы образования на период до 2020 года [1, 2]. Проблеме подготовки молодых кадров придается важное значение. Состояние развития системы высшего образования характеризуется новыми подходами, связанными с последними событиями в жизни нашей страны. Появилась необходимость интеграции не только по экономическим и социальным вопросам, но и другим, в частности – в области образования и подготовки кадров, соответствующих требованиям международных стандартов.
Казахстанская система образования пока продолжает развиваться в условиях традиционных: недостаточность материально-технического оснащения, методологической базы, структуры и содержания. Это не позволяет ей занять достойное место в мировом образовательном пространстве. Содержание образования сегодня еще должным образом не ориентировано на подготовку обучающихся к компетентному, ответственному и творческому участию в жизни общества. Вхождение Казахстана в ВТО требует строгого соблюдения норм, стандартов, наличия на предприятиях и в организациях внедренной сертифицированной системы менеджмента качества (СМК), что в свою очередь вызывает соответствующее изменение системы подготовки специалистов в области стандартизации, метрологии и сертификации (СМС), поэтому необходимо создание устойчивого механизма повышения качества их подготовки, которую ведут более 30 вузов Казахстана.
В связи с этим одним из важнейших направлений развития Республики Казахстан является информатизация общества, которая направлена на радикальное повышение эффективности и качества профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих мировым образовательным стандартам. Современные инженерные кадры должны владеть навыками осуществления эффективной профессиональной деятельности с учетом постоянного изменения содержания труда и способностью эффективного использования новых прикладных знаний. Такой уровень подготовки возможен при получении студентами глубоких фундаментальных знаний как теоретического, так и практического характера. Немаловажную роль в реализации данной задачи играют активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности студентов. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства преподавателя [4].
Обзор научной литературы показывает, что проблема профессионального обучения являлась предметом исследования на протяжении многих лет развития школы и педагогической мысли. Об этом свидетельствуют труды таких зарубежных и казахстанских ученых-педагогов, как Hartog R.J.M., Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, С.Я. Батышев, B.C. Безрукова, М.Н. Скаткин , П.В. Беспалько, Л.И. Берестова, Е.С. Полат и др.
В данной статье мы остановимся на таких методах активного обучения, как контекстное обучение, метод конкретных ситуаций и деловые игры, применяемые для обучения студентов специальности «Стандартизация, сертификация и метрология» при преподавании профилирующих дисциплин: «Аккредитация в области оценки соответствия», «Сертификация», «Системы менеджмента качества», «Сертификация систем менеджмента качества», «Методы и средства измерений и контроля» и др.
Контекстное обучение – форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности. Теория контекстного обучения разработана в развитие деятельностного подхода к наследованию профессионального опыта [5].
Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь социально-профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, освоению новых сфер деятельности, расширению арсенала навыков и умений и их творческого применения в профессиональной деятельности. Творчество связано со способностями человека, особенно со способностью нестандартно мыслить. Особую роль в развитии творческих способностей студентов выполняет инновационное обучение, которое обеспечивает переход, познавательной деятельности в профессиональную с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств, предметов и результатов. Такое обучение придаёт целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям.
Преподаватель не столько учит и воспитывает, сколько актуализирует, стимулирует студентов к развитию, создаёт условия для их самовыдвижения на базе использования опыта преподавателя и обучаемых. Тогда возникает приоритет субъектно-смыслового обучения, по сравнению с информационным обучением, необходимость диагностики личностного развития, включения учебных задач в контекст жизненных проблем. В таком случае объектом работы студентов становится не «порция информации», а ситуация во всей своей предметной неопределённости и противоречивости.
Для эффективности процесса инновационного обучения следует выполнять ряд требований:
1) обеспечивать содержательно-контекстное отражение профессиональной деятельности специалиста в формах учебной деятельности студента;
2) сочетать разнообразные формы и методы обучения с учетом психологических требований к организации учебной деятельности;
3) использовать модульность построения системы и ее адаптивность к конкретным условиям обучения и контингенту студентов;
4) реализовывать различные типы связей между формами обучения;
5) обеспечивать нарастающую сложность содержания обучения и соответственно форм обучения от начала к концу учебного процесса.
Метод конкретных ситуаций – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач ситуаций (решение кейсов).
Метод конкретных ситуаций относится к неигровым имитационным активным методам обучения. Данный метод эффективен, прежде всего, для формирования таких ключевых профессиональных компетенций экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия, аккредитации в процессе обучения, как коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принятие решений в условиях стресса и недостаточной информации. Чтобы выделить существенные черты конкретной ситуации как таковой, следует придерживаться следующих принципов:
- учебная ситуация специально готовится (пишется, редактируется, конструируется) для целей обучения; методическая проработанность конкретных ситуаций, используемых для обсуждения или других учебных целей, должна создать творческую и одновременно целенаправленную, управляемую атмосферу в процессе обсуждения;
- учебная ситуация должна соответствовать определенной концепции того учебного курса, в рамках которого рассматривается, она учит, формирует определенные профессиональные навыки в контексте конкретного научного и методического мировоззрения; в противном случае мы получаем не целенаправленное и систематическое развитие профессиональных качеств студента, а случайное, главным образом субъективное его восприятие отдельных сторон своей будущей деятельности;
- ситуаций может быть много, но при любых их разновидностях работа с ними должна научить студентов анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые моменты.
Например, проведение практических занятий по дисциплине «Методы и средства измерений и контроля» (по методам и средствам измерения механических величин) в виде анализа конкретной ситуаций является одним из компонентов экспериментальной образовательной программы, реализуемой на машиностроительном факультете КарГТУ. Авторами применяется метод «Разбор конкретного опыта». Предлагаемые задания состоят в самостоятельном анализе имеющегося теоретического материала, схожих приобретенных практических ситуаций и обосновании методов решения поставленной задачи.
Модель «Контроль качества поверхности» и процесс разработки и внедрения на машиностроительном предприятии (аналитический разбор конкретного опыта).
Структура проведения анализа ситуации:
1 Методология.
2 Определение приоритетов инвестиционной политики предприятия в рамках программы «Контроль качества изготовления продукции».
3 Принятие решения о внедрении методологии «Производство без брака» на машиностроительном предприятии.
4 Формулировка приоритетных технических проблем предприятия.
5 Выработка вариантов решения проблем.
6 Анализ и отбор вариантов решения с учетом принципа «предотвращение брака – выгодно».
7 Трансферт приобретенного опыта.
8 Литература.
Группе студентов предлагается конкретная деталь, изготовленная на машиностроительном предприятии, с условиями ее применения. На чертеже, помимо конструктивных размеров, даны требования к точности изготовления и шероховатости поверхностей, в задании описана технология изготовления детали. Перед метрологической службой предприятия ставится задача тщательного контроля качества изготовления данной детали на всех стадиях технологической цепочки с целью недопущения брака. Однако имеющееся на предприятии мерительное оборудование и инструменты недостаточны для контроля заданных параметров с указанной точностью.
Комплексный характер данной задачи, требующей для своего разрешения многошаговых усилий, предполагает поиск ответов на следующие вопросы:
1 Какие «узкие места» существуют на производстве в технологии изготовления конкретного вида детали, как их выявить и каким мерительным оборудованием для этого пользоваться на каждой стадии процесса?
2 Какое прогрессивное мерительное оборудование необходимо приобрести предприятию для метрологической службы в целях ликвидации «узких мест» производства?
3 Какие экономические и инвестиционные показатели следует использовать для оценки эффекта от внедрения нового мерительного оборудования?
4 Какова вероятность сокращения или перехода предприятия, насколько это возможно, к «чистому» – с минимальным количеством брака производству.
При решении поставленной задачи (при разборе ситуации) формируются, закрепляются теоретические знания по дисциплине и совершенствуются навыки работы с применяемым инструментом, развивается аналитическое мышление. Данный метод при изучении технических спецдисциплин, в силу своей сложности, требуют дополнительного времени. Действительно, по своему назначению конкретные ситуации в области деятельности экспертов-аудиторов в самом укрупненном виде можно разделить на иллюстративные; аналитические; связанные с принятием решений. Написание, подготовка по полной программе конкретных ситуаций в методическом отношении позволяет в достаточной степени овладеть данной методикой, пройти весь цикл работы с ситуацией.
Переход к рыночной экономике, необходимость неформальной системы подготовки специалистов стали стимулом широкого применения игрового моделирования в учебном процессе ВУЗа. Деловая игра - это средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, нахождения оптимальных путей решения разнообразных профессиональных задач. К тому же, деловая игра является «методом поиска новых способов ее выполнения» и «методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности» [5].
Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается 20% информационного материала, в то время как в деловой игре 90%. Введение и широкое применение деловых игр в ВУЗах позволяет уменьшить время, отводимое на изучение некоторых дисциплин на 30–50% при большем эффекте усвоения материала. Этот фактор является очень существенным для более частого применения деловых игр в условиях обучения при постоянном временном дефиците [4].
Игра является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта - как практического (овладение средствами решения задач), так и этического, связанного с определёнными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Активное применение игрового метода обучения обусловлено требованиями повышения эффективности обучения за счёт более активного включения студентов в процесс не только получения знаний, но и непосредственного их использования. Игровая технология обучения способствует развитию мотивации обучения, в игре каждый студент может проявить свои личные качества, знания и умения. При внедрении игровой технологии в учебный процесс формируются ценностные ориентации и установки профессиональной деятельности, включается момент социального взаимодействия. Функция игры - ее разнообразная полезность: коммуникативность, диагностичность, коррекция, социализация.
Деловые игры наиболее эффективны в тех случаях, когда обучаемые чувствуют себя легко и свободно, когда они действительно «играют». Существует много разновидностей деловых игр. Организовать деловые игры можно по-разному: иногда проводится только одна деловая игра, и большинство слушателей просто наблюдают. Но более приемлем такой вариант, когда студенты разбиваются на небольшие группы, которые одновременно и независимо друг от друга проводят игры по одному и тому же сценарию. Деловая игра позволяет участникам игры почувствовать себя в реальной ситуации и попробовать принять любое решение без страха совершить ошибку.
Профессиональная деятельность бакалавров специальности «Стандартизация, сертификация и метрология» носит достаточно многообразный характер, спектр их будущей деятельности обширен, поэтому применение деловых игр в подготовке специалистов в этой области, поможет активизировать процесс обучения и связать его с будущей профессиональной деятельностью. Рассмотрение в процессе игры соответствующих ситуативных инцидентов в изучаемых областях, позволяет закрепить и расширить знания и умения студентов в сфере аккредитации и подтверждения соответствия продукции, менеджмента качества, увеличить масштаб охвата действительности, а также лучше изучить свою будущую профессиональную деятельность, приобрести более конкретные навыки в разработке и оформлении необходимой документации.
Оценивая роль деловых игр в подготовке будущих специалистов, можно сделать следующие выводы:
1. Применение в деловых играх моделей реальных жизненных ситуаций позволяет максимально приблизить процесс обучения к практической деятельности будущих специалистов.
2. Принятие решений в деловых играх осуществляется ее участниками, которые выполняют определенные роли, а поскольку интересы разных ролей не совпадают, решение приходится принимать в условиях конфликтных ситуаций.
3. Проведение деловых игр является коллективным методом обучения, в результате игры формируется коллективное мнение при защите мнения своей группы игроков и критики других групп и позволяет вовлечь в занятие максимально возможное количество студентов.
4. В деловых играх специальными средствами создается определенный эмоциональный настрой игроков, помогающий активному включению обучаемых в решение изучаемой проблемы.
Опыт использования деловой игры в образовательном процессе подготовки бакалавров в техническом вузе позволяет выделить ряд её преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения: игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта; игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные решения поставленных проблем и т.д.; в деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации»; деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.); деловая игра дает возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях; деловая игра позволяет концентрировать внимание студентов на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; деловая игра способствует развитию взаимопонимания между участниками игры [6].
Для проверки эффективности применения приведенных методов обучения для бакалавров в области стандартизации, сертификации и аккредитации было проведено педагогическое исследование. Критерии и показатели определены ведущими преподавателями.
Итоговые результаты (экзамен) показали, что уровень усвоения студентами теоретических знаний, умений при выполнении индивидуальных заданий возрос по среднему баллу.
Обобщенный средний балл по всем критериям и показателям дает возможность сделать вывод об уровне сформированности теоретических знаний и технологических умений, навыков, что составляет в обычной группе – 3,71 (А-, 90-94%), в экспериментальной – 4,13 (А, 95-100%). Анализ данных показывает, что в группе с применением предложенных методов средний балл увеличился на 0,42 (8,4%) по сравнению с данными в обычной группе (без применения).
Инновационные активные методы обучения позволяют развить у будущих специалистов наиболее важные и необходимые для их дальнейшей деятельности компетенции. Считаем их эффективными методами обучения, позволяющими снять противоречия между теоретическим характером учебной дисциплины и практическим характером профессиональной деятельности студента.
Подводя итог сказанному, можно с уверенностью сказать, что рассмотренные инновационные методы обучения оказывают огромное позитивное влияние на студента и позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности.
Библиографическая ссылка
Ерахтина И.И., Ударцева С.М., Ударцева Т.С. ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ КАЗАХСТАНА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 5-1. – С. 136-140;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5647 (дата обращения: 21.11.2024).