В современной системе дополнительного образования возрастает роль инновационной деятельности, так как возникает потребность в обновлении методов обучения художественному творчеству, ибо оно является средством самовыражения детей. Чтобы обеспечить качественное дополнительное образование, педагоги должны владеть не только глубокими профессиональными знаниями, но и умениями осуществлять режим научного поиска для творческого решения поставленных задач. Для внедрения инновационной деятельности требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать. И это качество меняет содержание, виды и формы практической творческой деятельности с детьми. Для качественного дополнительного образования нужны три составляющие: творческий педагог, программа научного поиска и образовательная методическая среда. В первую очередь, особую значимость обретает педагог - профессионал, мастер, творческая личность с высокой культурой поведения и этикой абсолютного добра.
Актуальность данной статьи заключена в том, что анализ теоретических исследований и практической деятельности учреждений дополнительного образования детей свидетельствует о том, что в настоящее время, на наш взгляд, недостаточно уделяется внимания формированию опыта духовно-этического взаимоотношения детей в процессе совместной деятельности. Потенциал учреждений дополнительного образования детей не используется в полной мере, остаются не выявленными психолого - педагогические условия формирования опыта этических взаимоотношений и морального коллективного творческого взаимодействия детей
Понятие «этика» мы конкретизировали как средство познания межличностных отношений людей и самовоспитания самооценки, а также условием воспитания толерантного отношения к людям. Этика как условие общения учит правилам межличностного отношения, ибо истина ее в различении добра от зла, потому что мерой ее различения является совесть. Мораль же - это состояние разума, при котором правда знаний является стимулом творческого вдохновения. Для того чтобы утвердить значение правды в коллективном творческом труде нужны моральные нормы. Вдохновение стимулирует обучение творческим способностям, а также является стимулом коллективного творческого дела, проявляемое в сотворчестве детей. Знание норм морали для такого сотворчества заключено в отражении правды жизни и правды искусства, ибо правда - мера норм морали духовного сотворчества и коллективного творчества детей [1, с. 54-55].
Сопоставительный анализ теории и практики позволил нам сделать вывод о том, что дополнительное образование в детском доме может выступать важнейшим фактором опыта не только возрождения таланта детей, но и опыта в упражнении правил этики абсолютного добра, в обучении нормам морали в коллективном творческом деле, среди которых, наиболее значимы, на наш взгляд, спонтанность, импровизация, вариативность и нестандартность содержания, видов и форм организации занятий с использованием инноваций и научного сопровождения. Таким образом, в плане организации образовательный процесс рассматривается нами как выполнение педагогом творческих работ исследовательского характера. В этой связи нами было проведено исследование влияния художественного творчества на самовыражение детей.
Предмет исследования: художественные мотивы и предпочтения в сфере художественного искусства.
Объект исследования: воспитанники детского дома, находящиеся в ситуации обучения художественному творчеству.
Задачи исследования:
1. исследование мотивов художественной деятельности;
2.определение мотива стать патриотом своего родного края;
3.исследование художественных предпочтений в сфере изобразительного искусства;
4.определение характера человека с художественными интересами.
Все задачи подчинены одной цели: изучение роли художественного искусства в развитии творчества детей.
Основные этапы исследования:
1 этап – аналитический : анализ проблемы и разработка программы эксперимента: на данном этапе уточнялись и формулировались основные понятия «культурно-досуговая деятельность», «искусство», «творчество», «художественное предпочтение».
2 этап – организационный: производился выбор и организация экспериментальной базы и проведено пилотажное исследование.
3 этап – экспериментальный: проверялась гипотиза эффективности программы.
4этап – обобщающий: анализовалась и обрабатывались результаты работы.
Обоснование методов исследования:
1. мотивационная составляющая исследовалась с помощью беседы и теста по следующему параметру: широта знаний о назначении искусства в жизни человека;
2. художественые предпочтения в искусстве исследовались с помощью опросов (по специально – разработанной анкете) и в индивидуальных беседах по параметрам: достоверность знаний о художественных предпочтениях.
Результаты. Установлено, что дети ходят в кружок рисования добровольно и без принуждения (100%), потому что хотят много знать и уметь рисовать (80,2%), чтобы доставить себе радость (76, 4% ), чтобы быть душевно здоровым (50,1%), чтобы стать красивым (10,7%), чтобы быть вместе с друзьями и заниматься вместе творчеством (10,7%), чтобы стать культурным и воспитанным человеком (10,2%). Наблюдалось возрастное различие в мотивации посещения воспитанников занятий изобразительного творчества. Так, младших школьников привлекало желание творить и испытывать при этом радость, а подростков – чтобы быть душевно красивым и внешне привлекательным.
Анализ художественных предпочтений показал: художественное искусство влияет на развитие интеллектуальных способностей (80,4%). В художественном искусстве детей привлекает изображение природы (60,3%), портрета (40,8%), натюрморта (40,1%), графика (10,4%). Участие в конкурсах привлекают подарки и призы (90%), «попробовать себя» (10%). Художественные предпочтения не показали возрастную разницу. Дети всех возрастов предпочитали изображать красоту родного края, где родились и где живут.
Черты характера, присущие человеку с художественными интересами, были отмечены такие, как общительность, доброта, любознательность, чувство юмора и жизнерадостность.
Выводы
1.В процессе творчества дети испытывает разнообразные чувства: радуются красивому изображению, которое они создавали сами. Создавая изображение, приобретают знания о красоте явлений природы, уточняются и углубляются их представления о родном крае. Они осмысливают качества предметов, их детали, овладевает изобразительными умениями. Художественная деятельность отвлекает воспитанников от грустных мыслей, снимает нервное напряжение, вызывает радостное настроение, обеспечивает эмоциональное благополучие. Изображение природы родного края пробуждает состояние принадлежности к тому месту, где родился, причастности к той красоте природы, которая вызывает благоговение и запечатлевается пониманием такого значимого понятия, как патриотизм.
2. В процессе опытно-экспериментальной работы выявлены факторы, указывающие на то, что для детей не является ценным коллективное творческое дело, что быть и творить с друзьями вместе не является важным мотивом посещения занятий творчеством. Их более всего привлекает радость от общения не с друзьями, а с искусством и желание узнать о нем больше.
3.Определены художественные предпочтения детей, которые подтверждают факт назначения художественного искусства в интеллектуальном развитии. В изобразительном искусстве детей привлекает изображение красоты природы. Однако в конкурсах самовыразиться пока у них нет желания.
4. Определены прогностические факторы того, что дети ориентированы на индивидуальные поощрения и подарки в конкурсе, а не на творческое самовыражение и сотворчество в коллективной творческой работе.. Дифференцированное прогнозирование неблагоприятных факторов, на наш взгляд, является наиболее перспективным направлением, способным решить проблемы самопознания и самоактуализации, а также диалогового общения «воспитанник - педагог». Ибо художественному искусству свойственно нести не только знания и вызывать ответные чувства, но и открывать перспективу в действии детей. Художественно - эстетическое воспитание, основанное на художественном творчестве детей, представляет особую значимость в образовании воспитанников детского дома. Оно является одним из ключевых условий развития духовной культуры и этики абсолютного добра на основе художественных ценностей. Культурно - досуговая деятельность – это специфическая практически основная сфера жизни детей детского дома, которая создаёт внешние и внутренние условия для освоения культурного опыта человечества и развития личности в процессе изучения и познания ценностей различных видов искусства.
Библиографическая ссылка
Литовченко Л.П., Калкинова Г.Т. ВЛИЯНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КАЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 5-1. – С. 159-161;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5659 (дата обращения: 23.11.2024).