Среди актуальных направлений совершенствования процесса обучения студентов-иностранцев на подготовительных факультетах особое место занимают вопросы разработки новых методических подходов к формированию коммуникативно-когнитивных компетенций в различных видах речевой деятельности в сфере профессионального общения.
Для построения и внедрения в учебный процесс на подготовительных факультетах коммуникативно-ориентированной модели обучения студентов-иностранцев при изучении языков и естественных дисциплин, прежде всего, необходимо построить целостную систему обучения на основе практической реализации принципа активной коммуникации, который предполагает функциональность и ситуативность обучения, системность и систематичность в представлении учебного материала, речевую направленность процесса обучения языкам и естественным дисциплинам, использование языка (русский, украинский) с самых начальных этапов его изучения в естественных для обучения целях и функциях или максимально приближенных к ним.
Одной из основных задач также является: решение вопросов специфического отбора и организации учебного материала на основе ситуаций и проблем общения в учебно-профессиональной сфере; реализация когнитивного аспекта обучения на основе управления познавательной деятельностью студентов в предметно-содержательном и языковом аспектах; раскрытие содержательной и оперативной сторон познавательной деятельности с учетом коммуникативных потребностей студентов в учебно-профессиональной сфере; формирование предметных, коммуникативно-профессиональных и операционных речевых компетенций в разных видах речевой деятельности.
Практическая реализация этих вопросов возможна только на основе межпредметной координации при изучении языков, общенаучных и естественных дисциплин. Такая координация предполагает выработку совокупности заданий и приёмов обучения в виде предметных, коммуникативно-профессиональных и операционно-речевых компетенций на всех этапах процесса обучения на подготовительном факультете, а также формирование модели речевого поведения студента на основе определения ситуативно-тематического минимума информации (темы, подтемы, ситуации), поэтапных коммуникативных заданий и речевых способов их выражения.
Результатом практический реализации этих положений должно быть создание учебно-методического комплекса, основными компонентами которого являются: базовый учебник, который отражает заложенное в программе типовое содержание обучения, пособие по научному стилю речи, материалы для стандартизированного тестирования и приложение к программам по русскому языку с описанием коммуникативно-когнитивных потребностей студентов в сфере профессионального общения (естественные дисциплины, научный стиль речи).
Предложенная модель коммуникативно-когнитивного обучения студентов-иностранцев в сфере профессионального общения может быть внедрена в учебный процесс только на основе коррекции программ по русскому языку и естественным дисциплинам с четкой фиксацией в них поэтапным коммуникативных компетенций в предметно-содержательном и языковом аспектах, определения ситуативно-тематического и лексического минимума по каждой дисциплине, структур научного стиля речи, способов реализации основных видов речевой и познавательной деятельности студентов, создания дифференцированных учебников гуманитарного и технического профиля обучения.
Библиографическая ссылка
Каленик А.А., Корочкина Л.Н. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНОГО АСПЕКТА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ ЯЗЫКАМ И ЕСТЕСТВЕННЫМ ДИСЦИПЛИНАМ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 5-1. – С. 172-172;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5668 (дата обращения: 23.11.2024).