Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

НЕДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ

Литовченко Л.П. 1 Салыкбаева Г.М. 2
1 Восточно-Казахстанский государственный университет им. С.Аманжолова
2 Детский дом «Умит»
1. Кумарин В. Советская педагогика как зеркало марксистской схоластики // Народное образование, N 2, 1998, с.5-16

Великий основатель педагогики Я.А.Коменский, руководствуясь принципом природосообразности, в своей педагогике исходил из того, что сутью человека всегда было и останется то, что дала ему Мать – Природа. Природные задатки памяти, языка и речи, способность чувствовать и мыслить позволяют ему жить в социуме. Благодаря своим сущностным природным силам таким, как природная биологическая потребность в поиске, праздничное чувство жизни, любознательность и чувство собственного достоинства, человек развивает свое сознание, самосознание и становится разумным. Биологическая потребность в поисковой активности роднит человека со всем природным миром, связывает его крепкими узами с ним, обеспечивая природное право на жизнь. Праздничное чувство жизни также роднит человека с природным миром, но из него он выделяет и самого себя. Эти две сущностные силы природы позволяют вступать во взаимоотношения с животными, птицами и человеком тоже, ибо им всем присуще естественное право на развитие природных потенциальных сил. Но есть еще одна сила жизни, которая выделяет из природного мира человека. Это его интерес к жизни, к природе, к людям и самому себе. Этот интерес так важен, потому что именно он позволяет человеку отправиться в поиск своего смысла жизни и проявить в радостном порыве любознательность к миру природы, миру людей и к своей судьбе для того, чтобы исполнить нормативное право на самоопределение в социуме. Данные сущностные силы осуществляют реализацию последней – чувство собственного достоинства, без которого невозможно самоопределиться в обществе, стать патриотом родины и гражданином своего отечества. Однако современная педагогика отбросила эти представления как антинаучные: ничего кроме физиологии и социальной среды, включая воспитание и обучение, не формирует человека. Так природосообразность в обучении подменяется педагогической технологией, а воспитание - социолизацией. При такой ставке на социум вводится единый базисный учебный план и государственный образовательный стандарт. Стандартизация программ привела и к стандартизации самих детей. « Во всех случаях, когда принципы школьного дела не исходят просто и непосредственно из существа человеческой природы, а насильственно, искусственно выводится из случайных состояний и положений, результаты всегда иные, чем они должны быть. Они не соответствуют стремлениям человеческой природы, а средства не являются педагогическими (!), ведущими к облагораживанию человека, они всегда лишь портят и губят его» [И.Пестолоцци, 1965]. Следовательно, в современной педагогике наблюдается отсутствие человеколюбия. В современном образовании присутствует самое главное зло – авторитарность в разных ее формах, идущая от чванства и невежества, и полная веры в непогрешимость дидактогении.

Корень всех недетских проблем жизни можно найти в утрате духовности. Мы даже представить не можем, сколько телевизионные и компьютерные агенты Снежной Королевы, душ детских заморозили. Теле-компьютерная зависимость убила в них природную базовую потребность в активном поиске новых знаний и интерес к жизни. Агрессивные фильмы и игры заражают агрессией и убивают праздничное чувство жизни и любознательность. Жестокость и аномальные действия на экране провоцируют жестокость и аномальные действия в жизни, подавляя чувство собственного достоинства. А что, если случится, что таких людей будет много; и они будут преобразовывать мир, разрушая все то, что сохраняет род человеческий?

Многие дети пытаются защититься он насилия, но не знают, как это сделать. Если ребенок до семи лет проводит за компьютерными играми более часа в день, стреляя и убивая, то в его подсознании закрепляется доминанта, от которой избавиться практически невозможно. Детские самоубийства – новое явление и приобретает свое распространение. Но вслед за тем у наших детей появляется информационный процесс, противоположный тому, чему учила природа. В сущности, в основе всех наших рассуждений о конкурентноспособной личности лежат вопросы и нравственности. Именно в подготовке конкурентоспособной личности и находится корень зла и насилия, связанные с давлением, борьбой, завистью. Спрашивается, способны ли воспитанники детских домов жить в условиях борьбы?

Этот новый процесс явился не из природы, а из компьютера, усиливая насилие. Он поддерживается семьей, детским домом и школой, из него вырабатывается наша «нравственность». Такая «этика» насилия не могла возникнуть из природы. В педагогике настало великое время для родителей, учителей и воспитателей детских домов противопоставить льдинкам сердечное тепло. Душевная сфера подобно хаосу. Но хаос петь не может, ибо в нем нет ритма. Великий ритм создают души взрослых, исцеляющие детские души, спасая и защищая их от насилия. Однако можно вспомнить сказку о Буратино. Его маленькие друзья нашли выход. Они создали театр и победили злого Карабаса – Барабаса, потому что верили в силу золотого ключика и открыли дверь, за которой была страна доброй и прекрасной сказки. И здесь могут быть вопросы: в чем суть духовной этики абсолютного добра? Какое значение этика ненасилия имеет для современной педагогики?

Одним из пагубных результатов бездуховного воспитания является то, что сознание человека формируется в ответственном (дошкольном) возрасте, поведение ребенка в этом возрасте не является сознательным выражением его поведения, как законченного целого, представляет собой лишь результаты подражания родителям или воспитателям детского дома. Его культура поведения является чисто механической, внешней. Он усваивает правила этики также механически, как и заучивает стихи. Но суть человека в его душе, его внутренняя жизнь не предоставлена сама себе. Она управляется взрослыми, но вся мораль взрослых также теоретична и механична.

Самым убедительным свидетельством того, что «социум» способен служить лишь зеркалом, в котором отражаются врожденные «сущностные силы», является очевидный, постоянно и всюду действующий закон: качество «социума» до самых ничтожных мелочей определяется состоянием генофонда, который наличествует у народа. Когда он здоров и богат, «социум» функционирует нормально. Когда же он очень здоров и очень богат, он производит таланты и гениев, и в «социуме» происходит своеобразный взрыв духовной и материальной культуры [1, с.13]. Что делать?

Надо возвращать, и как можно скорее, принцип природосообразности детям. А дальше чистая педагогическая технология – вышибать из сознания ложные стереотипы. Ибо знания нужны не только для обучения, но и для воспитания.

Педагогам предстоит не совсем обычная работа по воспитанию духовной культуры детей и этики абсолютного добра. Если рассматривать духовную культуру и этику с точки зрения тех знаний, которые они несут, вряд ли можно сказать, что в них содержится нечто такое, что педагог мог бы не знать или никогда не задумывался бы о проблемах этики ненасилия. Учителю, родителю и воспитателю детского дома особо важно сказать об уже известном, но до такой степени вовлечь в раздумья, чтобы глубоко захватить ходом своей мысли и затронуть глубинные струны души ребенка. И столь по – новому сформулировать свои воззрения на тему духовности, чтобы при этом почувствовать, что эти воззрения стали событием духовной жизни его самого и его детей.


Библиографическая ссылка

Литовченко Л.П., Салыкбаева Г.М. НЕДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 5-2. – С. 29-30;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5682 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674