Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

МОДЕЛЬ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Егорова Ю.А. Калабанов А.М.
В качестве основы для целеполагания, ориентированного на воспитание ценностей, предлагаем спроектированную нами Модель целей, состоящую из комплекса групп целей, ориентированных на воспитание той или иной ценности.

В качестве основы данной модели целей избрана концепция ценностей М. Рокич, в которой представлено 18 терминальных и столько же инструментальных ценностей [1].

Терминальные ценности - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.

Инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Раскроем суть вошедших в модель целевых групп.

Блок целей, ориентированных на воспитание терминальных ценностей.

  1. Группа целей воспитания ценности «Активная, деятельная жизнь» включает цели воспитания стремления к полноте и эмоциональной насыщенности жизни и др.
  2. Группа целей воспитания ценности «Жизненная мудрость» включает цели воспитания зрелости суждений и здравого смысла и др.
  3. Группа целей воспитания ценности «Здоровье» включает цели воспитания стремления и практической готовности к поддержанию физического и психического здоровья и др.
  4. Группа целей воспитания ценности «Интересная работа» включает цели воспитания стремления к максимальной реализации своих потребностей в любимом деле и др.
  5. Группа целей воспитания ценности «Красота природы и искусства» включает цели воспитания способностей к переживанию прекрасного в природе и в искусстве и др.
  6. Группа целей воспитания ценности «Любовь» включает цели воспитания любви к себе, близким и друзьям, природе, труду, книге, Родине и др.
  7. Группа целей воспитания ценности «Материально обеспеченная жизнь» включает цели воспитания стремления к материальному благополучию, обеспеченной жизни и др.
  8. Группа целей воспитания ценности «Наличие хороших и верных друзей» включает цели воспитания навыка создания и поддержания длительных контактов в малой группе.
  9. Группа целей воспитания ценности «Общественное признание» включает цели воспитания стремления к завоеванию и поддержанию уважения окружающих, коллектива.
  10. Группа целей воспитания ценности «Познание» включает цели воспитания стремления к расширению своего кругозора, общей культуры, повышению уровня образования.
  11. Группа целей воспитания ценности «Продуктивная жизнь» включает цели воспитания потребности к максимально полному использованию своих возможностей, сил и способностей, к максимальному участию во всех сферах жизни и деятельности и др.
  12. Группа целей воспитания ценности «Развитие» включает цели воспитания способностей к работе над собой, постоянному физическому и духовному совершенствованию.
  13. Группа целей воспитания ценности «Развлечения» включает цели воспитания способностей к культурному и полезному проведению досуга, выбору и организации хобби и др.
  14. Группа целей воспитания ценности «Свобода» включает цели воспитания самостоятельности, независимости в суждениях и поступках, ответственности за свои решения.
  15. Группа целей воспитания ценности «Счастливая семейная жизнь» включает цели воспитания уважения к семейным традициям, традиционным семейным ролям и др.
  16. Группа целей воспитания ценности «Счастье других» включает цели воспитания стремления помогать другим людям в их развитии и совершенствовании, поддерживать благосостояние всего народа, человечества в целом и др.
  17. Группа целей воспитания ценности «Творчество» включает цели воспитания потребности в самораскрытии через различные виды искусства и др.
  18. Группа целей воспитания ценности «Уверенность в себе» включает цели воспитания внутренней гармонии, свободы от внутренних противоречий, сомнений и др.

Блок целей, ориентированных на воспитание инструментальных ценностей.

  1. Группа целей воспитания ценности «Аккуратность» включает цели воспитания чистоплотности, умения содержать в порядке вещи, поддерживать порядок в делах и др.
  2. Группа целей воспитания ценности «Воспитанность» включает цели воспитания хороших манер, грамотной речи, способностей к созданию положительного имиджа и др.
  3. Группа целей воспитания ценности «Высокие запросы» включает цели воспитания высоких требований к жизни, к себе и к другим людям, высоких притязаний и др.
  4. Группа целей воспитания ценности «Жизнерадостность» включает цели воспитания чувства юмора, оптимизма, открытости для общения с интересными людьми и др.
  5. Группа целей воспитания ценности «Исполнительность» включает цели воспитания дисциплинированности, ответственности за порученное дело, пунктуальности и др.
  6. Группа целей воспитания ценности «Независимость» включает цели воспитания способности действовать самостоятельно, решительно, ответственно, мудро и др.
  7. Группа целей воспитания ценности «Непримиримость к недостаткам в себе и других» включает цели воспитания отрицательного отношения к вредным привычкам и др.
  8. Группа целей воспитания ценности «Образованность» включает цели воспитания глубоких и разносторонних знаний, высокой общей культуры, кругозора, восприимчивости.
  9. Группа целей воспитания ценности «Ответственность» включает цели воспитания чувства долга, умения держать свое слово, исполнительности и др.
  10. Группа целей воспитания ценности «Рационализм» включает цели воспитания умения здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения и др.
  11. Группа целей воспитания ценности «Самоконтроль» включает цели воспитания сдержанности, самодисциплины, понимания того, как нужно вести себя дома и в обществе.
  12. Группа целей воспитания ценности «Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов» включает цели воспитания речевой активности, лабильности мышления и др.
  13. Группа целей воспитания ценности «Твердая воля» включает цели воспитания умения настоять на своем, не отступать перед трудностями, завершать начатое до конца.
  14. Группа целей воспитания ценности «Терпимость» включает цели воспитания уважения к взглядам и мнениям других, умения прощать другим их ошибки и заблуждения.
  15. Группа целей воспитания ценности «Широта взглядов» включает цели воспитания умения понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки и др.
  16. Группа целей воспитания ценности «Честность» включает цели воспитания правдивости, искренности, порядочности, совестливости и др.
  17. Группа целей воспитания ценности «Эффективность в делах» включает цели воспитания трудолюбия, достижения продуктивности в работе, стремления к качеству и др.
  18. Группа целей воспитания ценности «Чуткость» включает цели воспитания отзывчивости, заботливости, внимательности, душевности, ответственности, тактичности и др.

У студентов первого курса филиала ИНЭКА, обучающихся по специальностям 080502.65; 280301.65; 270102.65, прошедших тестирование по методике Б.С. Алишева «Ценностный мир личности», был установлен следующий рейтинг ценностей: 1) здоровье, 2) семья, 3) личное благополучие, 4) любовь, 5) свобода, 6) дружба, 7) благополучие близких, 8) справедливость, 9) работа, 10) материальные блага, 11) жизнь человека, 12) саморазвитие, 13) добро, 14) польза, 15) красота, 16) истина, 17) статус, 18) гармония отношений, 19) разнообразие жизни, 20) самоотдача, 21) отдых, 22) экономический прогресс, 23) развитие культуры, 24) могущество Родины, 25) сохранение среды, 26) мощь, 27) общественная жизнь; 28) покой

Научные изыскания в данном направлении продолжаются.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Рокич М. Ценностные ориентации. http://azps.ru/tests/tests_rokich.html
  2. Словари синонимов.

Библиографическая ссылка

Егорова Ю.А., Калабанов А.М. МОДЕЛЬ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5. – С. 33-35;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=569 (дата обращения: 26.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074