Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РЕЛИГИОЗНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Бродкин Л.М. 1
1 Еврейская община

Проблема безопасности стояла перед людьми, по-видимому, всегда – в течение всей истории. Соответственно, предлагались и применялись различные методы для её решения. Если посмотреть, как склонно решать эту проблем современное человечество, по крайней мере, так называемая «западная» его часть - то мы увидим одно существенное отличие в принципиальном подходе к безопасности - если сравнивать с человечеством от древних времён до начала «нового времени». А именно, раньше люди, помимо чисто практических, экономических, военных и проч. средств, старались обеспечить себе «поддержку свыше» - обращались за помощью к Б-гу или тем силам, которые, как они полагали, отвечают за их жизнь и безопасность в той или иной области. Не беря на себя здесь оценивать эффективность вообще всех и любых обращений такого рода, хочу обратить внимание на то, что монотеистическая (в первую очередь библейская) традиция высказывается по этому поводу довольно однозначно: честное следование заповедям и духовным принципам приносит благо. Верно и обратное. Б-г в изложении Библии проявляет себя как Б-г моральный. И того же он ждёт от людей. Есть множество текстов на эту тему и объяснений к ним в русле разных монотеистических традиций (в первую очередь это, конечно, иудаизм, ислам и христианство, хотя и не только они). В силу краткости данного доклада в качестве примера приведу лишь две выдержки (из многих и многих): «…Злой глаз, плохие человеческие качества и ненависть к людям уводят человека из мира» («Поучения отцов», 2:11). Или: «Семь видов бедствий постигают мир за семь главных грехов: … мор воцаряется в мире за то, что (преступники), караемые смертью, согласно сказанному в Торе, не были преданы суду, и за (несоблюдение законов о) плодах седьмого года. Меч (то есть война, «право» сильного и т.п.) приходит в мир за судебную волокиту, за несправедливый суд и за неправильное толкование Торы. Начинается нашествие хищных зверей – из-за ложных клятв и осквернения имени Все-вышнего. Изгнание (в том числе и в виде вынужденной эмиграции – Л. Бр.) приходит в мир из-за идолопоклонства, и кровосмешения, и кровопролития …» (Там же, 5:8,9). Как видим, речь в приведённых отрывках идёт о безопасности как личной, так и общественной, в том числе государственной, и проч. Другими словами, помимо «обычных» мер: военных, экономических, политических и др. - для безопасности, согласно духовным источникам и предыдущим поколениям - необходимо развивать и поддерживать нужный уровень морали и нравственности в обществе, а также духовности. Всё это требует специальных усилий во многих, если не во всех отраслях и частях человеческого общества, в первую очередь тех, которые касаются образования, поддержки справедливости, хороших отношений между людьми, милосердия и т.д. Естественно, может возникнуть вопрос (особенно у атеистически воспитанного человека): «В какой мере можно доверять и полагаться на опыт предыдущих поколений, тексты и традиции, подобных вышеупомянутым?». Ведь речь идёт, помимо изменений в мировоззрении для многих, ещё и о довольно затратных проектах (например, образовательных)? Здесь я хочу (очень и очень коротко) рассказать об исследованиях, проводимых мною в области психологии (точнее, духовной психологии), которые, насколько я понимаю, довольно однозначно подтверждают наличие и роль духовного «Я» у человека, а также – как минимум, на уровне субъективного ощущения и восприятий – наличие и существование Б-га. Прежде всего – о методологии. Использовался ряд методов и подходов, которые описаны в классических религиозных источниках для «приближения» к Б-гу. Помимо этого, использовался рациональный анализ, логика, а также интроспекция, работа с мышлением, эмоциями, телом, «образом «я»» и т.д. На основе всего этого составлялись первоначальные методы и «упражнения», которые, по мере продвижения и успешности (чаще всего это было так) давали новые, более «продвинутые» и развитые упражнения и методы (в качестве примера приведу метод, когда человек дышит, имея в виду, что он своим дыханием прославляет Б-га; или двигается, как бы молясь Б-гу самим своим ощущением движения). Указанными методиками пользовалось довольно много людей в разных странах. Насколько мне известно, результаты у многих примерно одинаковые. Методы, основанные на ещё древней классике, во многом работают. Интересно, что помимо основного, так сказать, эффекта, обычно появляются дополнительные – в виде хорошего самоощущения, выкристаллизации самосознания, смысла жизни, улучшения здоровья и т.д. Отмечается обычно и психотерапевтический эффект, а также улучшение характера. В ряде случаев появляются необычные способности и восприятия. Ясно, что, в общем, это только «первые шаги», но, тем не менее, они довольно однозначно показывают наличие и правильность духовной составляющей мироздания и, с какого-то момента – существование Б-га. Кроме того, обычно у занимающихся происходит улучшение качества жизни и «уменьшение проблем». Всё это, на мой взгляд, говорит в пользу подтверждения того идущего из древности взгляда, что для хорошей и безопасной жизни, жизни с минимумом страданий стоит и правильно предпринимать не только усилия материального характера, но и усилия по своему духовному и нравственному росту. И что это верно не только на индивидуальном, но и на общественном уровне. Будет уместно вспомнить, что время относительного пренебрежения духовным и нравственным, время роста атеизма ознаменовалось и невиданными войнами, жертвами в истории человечества.

В заключение отмечу, что сегодня, когда в ряде сообществ и стран налицо необходимость поиска смысла и национальной идеи, кажется, стоит взять в качестве таковых идею нравственного совершенствования, истины, справедливости и мира, а также духовного поиска, близости Б-га. Это же хорошо и с точки зрения безопасности. Нет сомнений, что те, кто искренне смогут это сделать, покажут пример человечеству.


Библиографическая ссылка

Бродкин Л.М. РЕЛИГИОЗНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 5-2. – С. 48-49;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5695 (дата обращения: 14.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674