Современные учебники для студентов и школьников по естествознанию призваны решать слишком всеобъемлющие задачи. Показать роль, значение, содержание и применение естественных наук с общефилософских позиций человеческой цивилизации, возникшей на Земле в соответствии с законами развития нашей Вселенной и в результате имеющего место быть антропного принципа – очень сложная проблема для осуществления качественного процесса преподавания. От педагога в данном случае требуется наличие энциклопедических знаний по различным предметам естественнонаучного цикла и, конечно, владение методологией, используемой при обучении философии. Естественно, времена древнегреческих философов, в тени деревьев, обсуждавших со своими учениками любые вопросы, касающиеся естественных наук, математических расчётов, архитектуры, литературы и др. – эти времена ушли безвозвратно. Объём накопленных знаний так велик, что уже термин «дилетант» утрачивает свой негативный смысл. Человек должен, конечно, быть хорошим специалистом в какой-либо сфере или даже нескольких, но если он будет также обладать пусть даже недостаточно глубокими знаниями во многих других областях знаний, то это ему позволит лучше ориентироваться в потоке окружающей информации и принимать более квалифицированные решения. Именно поэтому преподаватель курса естествознания вполне может справиться с поставленной задачей. При этом он, конечно, должен обладать достаточной суммой знаний и широтой мышления. Тогда как написание учебника – задача для относительно большого количества учёных, умеющих в доступной форме изложить основы своей науки, её генеральные идеи и общефилософскую направленность.
К сожалению, как показывает практика, подбор авторского коллектива, создающего учебник по естествознанию, может не соответствовать основополагающему требованию, заключающемуся в том, что отдельные главы по различным наукам естественного цикла должны быть написаны только специалистами в данных областях. Иначе в учебнике появляются нестандартные или устаревшие терминология и символы, или же околонаучные рассуждения, больше подходящие для теологической литературы.
Так как речь идёт об учебнике, то о физике должен писать не кандидат технических наук, а физико-математических, о химии, биологии, астрономии и т. д. – не философы, а, соответственно, химик, биолог и астроном. Тогда как возглавлять работу авторского коллектива, обобщать и объединять творческую работу отдельных авторов – это и есть задача философов и социологов. Только в этом случае может получиться учебник, который будет удовлетворять требованиям научности, предъявляемым к учебной литературе. И такой учебник должен быть востребован не только гуманитариями, но и обучающимися естественнонаучных профилей. Это связано с тем, что именно естествознание содержит обобщённую картину мира, описанную в достаточно доступной форме. В данном случае, с одной стороны, учебник позволяет человеку, углублённо изучающему естественные науки, увидеть знакомые и новые вопросы через призму решения философских проблем, а с другой стороны ознакомиться в таком же ракурсе с другими естественнонаучными дисциплинами. При этом антропный принцип должен стать одним из ключевых вопросов курса. При отсутствии специального учебного времени для изучения естествознания в соответствии с учебными программами, учебники естествознания, соответствующие вышеприведённым требованиям, должны быть предложены обучающимся для самостоятельного ознакомления. Общие представления о генетике и молекуле ДНК, о принципе неопределённости Гейзенберга и волнах де Бройля, о нашей эволюционирующей Вселенной с её темной материей и энергией – это очень важная информация для человека ХХI века, позволяющая получить наиболее полную научно обоснованную картину мира. В результате происходит развитие человека как творческой личности, способной к генерации новых идей не только в одной выбранной области, но и на стыке различных наук. Знакомство с основополагающими концепциями в различных отраслях знаний – необходимая база для успешного саморазвития личности.
Библиографическая ссылка
Силаев И.В., Радченко Т.И. СТРАТЕГИЯ СОЗДАНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО УЧЕБНИКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 5-2. – С. 52-53;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5698 (дата обращения: 08.10.2024).