Управление стоимостью представляет собой процесс, направленный на качественное улучшение оперативных и стратегических решений на всех уровнях организации по поводу стоимости. Рассмотрим постулаты зарубежного подхода к управлению, основанные на теоретической базе финансового менеджмента.
В каждый момент времени компания и каждая ее бизнес-единица реально и объективно имеет так называемую истинную стоимость. равную сумме всех чистых (свободных) денежных потоков. Это потоки, которые будут созданы за все время существования бизнеса компании, дисконтированные по реальной дисконтной ставке, которая, в свою очередь, отражает реально существующие риски отклонения истинных денежных потоков от ожидаемых (концепция предопределенности будущего).
В силу неустранимого и объективного несовершенства инструментов и способностей менеджеров и аналитиков как чистые денежные потоки, так и дисконтная ставка могут быть оценены только приблизительно, с некоторой предельно возможной точностью [1]. Практика показала, что этой предельно возможной точности вполне достаточно для осуществления инвестиционных сделок (продажи и покупки бизнеса, привлечения инвестиций, публичного предложения акций и т. д.) и для повседневного управления всем бизнесом и его бизнес-единицами.
Стоимость компании определяется на конкретный момент времени – на дату оценки. Обычно требуемые инвестором суммы предполагаемых доходов и ставка дохода оценивается также на конкретный момент времени. Кроме того, и оценка стоимости основывается исключительно на информации, спрогнозированной или собранной на тот же момент времени, называемый датой оценки.
С течением временем стоимость изменяется. Резкие изменения иногда происходят в течение очень короткого периода времени. Изменение стоимости может произойти как в отрасли или в стране в целом, так и по причинам изменений, произошедших непосредственно в оцениваемой компании (предприятии). Поэтому очень важно всегда согласовывать дату проведения оценки. Существуют различные подходы (концепции) к стоимостному управлению компанией, и в данной статье рассматриваются основные из них [2].
Первая. Концепция (подход), основанная на анализе пентаграммы структурной перестройки компании (предприятия). Отправной точкой анализа здесь становится оценка текущей стоимости имущества исследуемой компании. Затем оценивают потенциальную и фактическую стоимости компании с учетом внутренних улучшений, основанных на ожидаемых денежных потоках, и возможности увеличения стоимости посредством реструктуризации управления финансами. Эти оценки затем соотносят со стоимостью акций компании на фондовом рынке, чтобы выявить потенциальную выгоду акционеров от реорганизации компании, что помогает выявить разрыв в восприятии будущих перспектив компании инвесторами и менеджерами.
Вторая. Подход, основанный на балансе между прибылью, ростом и активами. Менеджерам предприятия рекомендуется заранее продумать и определить те максимальные темпы роста, которые компания может безболезненно выдержать. Согласно второму подходу, для заданного темпа роста потоки денежных средств от основной деятельности должны находиться в равновесии. Модель позволяет менеджерам сосредоточиться на фундаментальных факторах, от которых зависит общее состояние компании (связаны с прибылью, оборотными активами и темпами роста).
Третья. Концепция, учитывающая факторы, воздействующие на стоимость:
- денежные потоки, генерируемые имеющимися в наличии активами;
- ожидаемый темп роста денежных потоков, образующийся за счет изменения отдачи инвестированного капитала или реинвестирования части прибыли;
- изменение продолжительности периода высокого роста денежных потоков;
- изменение стоимости имущества за счет изменения операционного риска инвестированного капитала, изменений пропорций долгового финансирования или изменения условий привлечений кредитов.
Таким образом, для повышения стоимости компании необходимо осуществлять мероприятия, направленные на: 1) снижение себестоимости [3]; 2) ликвидацию убыточных активов [4]; 3) снижение эффективной налоговой ставки компании [5]; 4) более полное использование потенциала осуществленных капитальных вложений [6]; 5) эффективное управление запасами и использование рациональной кредитной политики [7]; 6) создание и поддержание конкурентных преимуществ компании [8; 9].
Уже на уровне целевых установок и ключевых факторов создания стоимости компании в третьей концепции применяется модель конкурентной стратегии Портера и реализуется основной принцип стоимостного менеджмента – долгосрочный характер темпов роста денежных потоков. В рамках концептуальной модели управления стоимостью А. Дамодаран разработал формализованную модель оценки стоимости компании, сущность которой состоит в том, что она определяет рост стоимости компании на основе использования ключевых интегральных показателей ее деятельности, аккумулирующих факторы, отражающие способность компании генерировать и увеличивать темпы роста денежных потоков. Это принципиально меняет методологию оценки, приближает ее к системе управления компанией на основе ее стоимости.
Вполне очевидно, что выбор конкретного подхода к управлению стоимостью бизнеса зависит от специфики деятельности компании (предприятия) и предпочтений его менеджеров [10] . Однако независимо от выбранной модели, внедрение стоимостного подхода в систему управления дает неоспоримые преимущества, создавая общую цель и общий универсальный язык общения для всех бизнес-единиц, региональных филиалов, функциональных подразделений и операционных единиц, что значительно повышает эффективность совместной работы (включая достижение оптимальных компромиссов). Кроме того, можно создавать полностью интегрированные системы управления бизнесом, основанные на четкой иерархической структуре ключевых факторов стоимости бизнеса; к тому же учитывается максимум информации о деятельности компании и значительно повышается качество и эффективность принимаемых решений; оптимально сочетаются долгосрочные и краткосрочные цели бизнеса. Возможно и проектирование максимально эффективной и справедливой системы материальной компенсации сотрудников компании, организации.
В современный период «цена как объект управления на предприятии выступает одним из важных факторов формирования текущих денежных затрат на производство и реализацию продукции, а также финансовых результатов деятельности [11]. Непосредственной связи цен на продукцию со стоимостью предприятия не наблюдается, но со стоимостью бизнеса коэффициент корреляции имеет довольно высокую величину.
В стратегическом плане модель максимизации рыночной стоимости компании «отражает одну из важнейших концептуальных идей современной парадигмы теории фирмы, выражающейся в том, что основной целью функционирования предприятия является максимизация благосостояния его владельцев» [12, с. 349]. Эта модель гармонизирует с экономическими интересами основных субъектов, связанных с деятельностью предприятия. Также она обеспечивает возможность оценки отдаленной перспективы функционирования предприятия в сравнении с другими целевыми ориентирами [там же, с. 350].
Вывод: одно из важнейших преимуществ стоимостного подхода к управлению бизнесом состоит в том, что он позволяет ликвидировать имеющийся разрыв между финансовыми и (операционными) показателями, а также между финансовым и операционным управлением бизнесом. Это становится возможным благодаря выявлению и тщательному структурированию системы ключевых факторов стоимости, с помощью которых и осуществляется управление бизнесом.
Библиографическая ссылка
Вахрушева В.О., Вахрушева Е.А. УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ КОМПАНИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 5-2. – С. 114-115;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5742 (дата обращения: 21.11.2024).