Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ОЖИДАНИЯ

Мокеева Н.Н. 1 Харина П.А. 1
1 Уральский федеральный университет

Потребительское кредитование как отдельная форма займа продолжает набирать обороты во всем мире и Россия не является исключением. Потребительский кредит – один из двигателей современной экономики, он оказывает стимулирующее действие на потребление товаров населением, а значит и на их производство; позволяет установить баланс между совокупным спросом и совокупном предложением в краткосрочном периоде; сокращает издержки обращения, возникающие в связи с хранением товара. Несмотря на вышеперечисленные и другие положительные влияния потребительского кредитования стоит отметить и его уникальную функцию – повышение уровня жизни населения. И в России, населению есть куда стремиться в улучшении комфортности своей жизни, а значит и потребительский кредит остается не только востребованным, но и сохраняет перспективу своего развития.

Уже подведены первые итоги относительно динамики потребительского кредитования в 2014 году (табл.1). Наблюдается уменьшение количества выданных кредитов 6,12%, но при этом объемы, наоборот, возросли на 8,3% до 776,583 млрд.руб.

Таблица 1

Количество и объем потребительских кредитов в I квартале 20141

Вид кредита

Количество выданных кредитов в I кв. 2014 г., ед.

Изменение по сравнению с I кв. 2013 г.,%

Объем выданных кредитов в I кв. 2014 г., млн руб.

Изменение по сравнению с I кв. 2013 г.,%

Кредиты на покупку потребительских товаров

3 211 115

-7,83

453 676

9,64

Кредиты с использованием кредитных карт

1 356 833

-2,12

66 432

-3,10

Автокредиты

194 107

-10,11

109 108

-0,99

Ипотечные кредиты

77 482

12,33

147 367

18,34

Итого

4 839 537

-6,12

776 583

8,30

Возможно, такая динамика связана с ужесточением требований к заемщикам. Об этом свидетельствует рост подконтрольных кредитных счетов системой «Сигнал 2.0» (система Национального бюро кредитных историй, позволяющая получать информацию о платежном поведении заемщиков), который произошел практически в два раза. Еще одним отрицательным фактором для потребительского кредитования стала девальвация рубля в I квартале 2014 года. Население озабочено экономической стабильностью своего будущего, а поэтому и риск не справиться с бременем выплаты по кредиту останавливает потребителей от приобретения дорогостоящих товаров в кредит.

Потребительские кредиты – едва ли самая прибыльная отрасль в банковской сфере, поэтому банки пытаются привлечь как можно больше физических лиц, разрабатывая все более привлекательные программы. Бесспорным лидером является Сбербанк России (табл. 2).

Таблица 2

Рейтинг банков по объемам потребительского кредитования на 18.04.201421

Рейтинг

Наименование банка

Объем потребительского кредитования, млн.р.

1

СБЕРБАНК РОССИИ

3 377 171

2

ВТБ 24

1 134 497

3

ГАЗПРОМБАНК

262 413

4

БАНК ХОУМ КРЕДИТ

240 195

5

РОССЕЛЬХОЗБАНК

239 843

6

РУССКИЙ СТАНДАРТ

225 152

7

РОСБАНК

221 199

8

АЛЬФА-БАНК

210 922

9

ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС

187 667

10

РАЙФФАЙЗЕНБАНК

179 874



Библиографическая ссылка

Мокеева Н.Н., Харина П.А. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ОЖИДАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 5-2. – С. 115-117;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=5743 (дата обращения: 13.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074