Потребительское кредитование как отдельная форма займа продолжает набирать обороты во всем мире и Россия не является исключением. Потребительский кредит – один из двигателей современной экономики, он оказывает стимулирующее действие на потребление товаров населением, а значит и на их производство; позволяет установить баланс между совокупным спросом и совокупном предложением в краткосрочном периоде; сокращает издержки обращения, возникающие в связи с хранением товара. Несмотря на вышеперечисленные и другие положительные влияния потребительского кредитования стоит отметить и его уникальную функцию – повышение уровня жизни населения. И в России, населению есть куда стремиться в улучшении комфортности своей жизни, а значит и потребительский кредит остается не только востребованным, но и сохраняет перспективу своего развития.
Уже подведены первые итоги относительно динамики потребительского кредитования в 2014 году (табл.1). Наблюдается уменьшение количества выданных кредитов 6,12%, но при этом объемы, наоборот, возросли на 8,3% до 776,583 млрд.руб.
Таблица 1
Количество и объем потребительских кредитов в I квартале 20141
Вид кредита |
Количество выданных кредитов в I кв. 2014 г., ед. |
Изменение по сравнению с I кв. 2013 г.,% |
Объем выданных кредитов в I кв. 2014 г., млн руб. |
Изменение по сравнению с I кв. 2013 г.,% |
Кредиты на покупку потребительских товаров |
3 211 115 |
-7,83 |
453 676 |
9,64 |
Кредиты с использованием кредитных карт |
1 356 833 |
-2,12 |
66 432 |
-3,10 |
Автокредиты |
194 107 |
-10,11 |
109 108 |
-0,99 |
Ипотечные кредиты |
77 482 |
12,33 |
147 367 |
18,34 |
Итого |
4 839 537 |
-6,12 |
776 583 |
8,30 |
Возможно, такая динамика связана с ужесточением требований к заемщикам. Об этом свидетельствует рост подконтрольных кредитных счетов системой «Сигнал 2.0» (система Национального бюро кредитных историй, позволяющая получать информацию о платежном поведении заемщиков), который произошел практически в два раза. Еще одним отрицательным фактором для потребительского кредитования стала девальвация рубля в I квартале 2014 года. Население озабочено экономической стабильностью своего будущего, а поэтому и риск не справиться с бременем выплаты по кредиту останавливает потребителей от приобретения дорогостоящих товаров в кредит.
Потребительские кредиты – едва ли самая прибыльная отрасль в банковской сфере, поэтому банки пытаются привлечь как можно больше физических лиц, разрабатывая все более привлекательные программы. Бесспорным лидером является Сбербанк России (табл. 2).
Таблица 2
Рейтинг банков по объемам потребительского кредитования на 18.04.201421
Рейтинг |
Наименование банка |
Объем потребительского кредитования, млн.р. |
1 |
СБЕРБАНК РОССИИ |
3 377 171 |
2 |
ВТБ 24 |
1 134 497 |
3 |
ГАЗПРОМБАНК |
262 413 |
4 |
БАНК ХОУМ КРЕДИТ |
240 195 |
5 |
РОССЕЛЬХОЗБАНК |
239 843 |
6 |
РУССКИЙ СТАНДАРТ |
225 152 |
7 |
РОСБАНК |
221 199 |
8 |
АЛЬФА-БАНК |
210 922 |
9 |
ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС |
187 667 |
10 |
РАЙФФАЙЗЕНБАНК |
179 874 |
Библиографическая ссылка
Мокеева Н.Н., Харина П.А. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ОЖИДАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 5-2. – С. 115-117;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5743 (дата обращения: 03.12.2024).