В течение своей многовековой истории украинский народ создал огромное количество танцев и песен, которые занимают одно из главных мест среди его национальных культурных наследий. Именно они в значительной степени отражают многогранную жизнь широких слоев общества в разные исторические периоды. Лучшие образцы этого искусства органично вошли в быт украинского народа в виде разнообразных жанровых сценок или танцевальных картинок, которые можно увидеть в многочисленных постановках не только профессиональных, но и любительских коллективов. Однако лучше всего это прослеживается в концертных программах, созданных всемирно известным балетмейстером Павлом Вирским. Без исследования форм и методов работы украинского балетмейстера картина становления, формирования и развития народно-сценической хореографии была бы неполной. Исследование по данной проблематике до сих пор не стало предметом специального научного изучения как отечественными искусствоведами, культурологами и историками, так и зарубежными, что и предопределяет его актуальность.
Цель исследования - выявить основные тенденции развития украинской народно-сценической хореографии на примере творчества Павла Вирского. Научная новизна заключается в том, что: выяснены особенности творческой деятельности Павла Вирского, использование им в постановочной работе элементов игровой народной культуры и фольклористики.
Национальная концепция творчества в искусстве — тема большая и вечная. Анализируя состояние украинской народно-сценической хореографии на современном этапе, можно увидеть некоторые противоречивые тенденции, которые не всегда способствуют достижению высшей цели высокохудожественных произведений — сохранения в их композиционной основе народных традиций, обрядов и народно-игровой культуры, что всегда зримо просматривалось в творческих работах балетмейстера-постановщика Павла Вирского. Кроме того, влияние массовой культуры, в определенной степени нивелирует самобытную национальную специфику народного танцевального искусства Украины.
Рассцвет индивидуальности каждого выдающегося художника зависит от образа жизни и национальных традиций его народа. Чем больше художник проникает в национальные особенности своего народа, тем ярче и интереснее его творчество. Национальная концепция творчества — это изучение себя, своих корней, своей основы существования на отцовской земле. Это осознание себя как феномена морального и духовного: кто ты, кто твои предки, каково твое назначение? Такое направление в творчестве мастера предполагает достижения единства личной жизни — с жизнью других людей, осознание связи своей судьбы с судьбой своего народа. Именно он создает образы, воздействующие на людей, на их разум, эмоции.
Каждая историческая эпоха выдвигает перед балетмейстером свои задачи, придает колорит его произведениям и образам. Среди хореографических постановок Павла Вирского есть произведения вечные и неподвластные времени, потому что их национальная основа, их правдиво отображаемые события способствуют духовному подъему.
Еще не одно поколение будет исследовать истоки глубинных поисков талантливого балетмейстера. Духовность и эстетичность его творчества необъятные. В танцевальных композициях Павла Вирского не только знания, профессионализм, логика, но и подсознательное, интуитивное, эмоциональное. В них обряды, традиционная игровая культура, поэзия, музыка, природа — все, что влияет и апеллирует непосредственно на чувства. Это программы танцев — хореографические эталоны, множество образов, на которые невольно опираешься, ориентируешься на своем творческом пути[3, с. 13].
Творческая жизнь Павла Вирского отмечалась почти фанатичной работоспособностью, профессиональным мастерством, нравственным идеалом и национальной глубиной. Его национальная направленность была органически связана с моральными вопросами: любви, героизма, преданности, изобличения всего негативного. Балетмейстер видел действительность сквозь призму своего эстетического идеала.
«Сущность вещей человеку недоступна, — писал Ф. М. Достоевский, — а он воспринимает природу так, как она откроется в его идее, пройдя через его чувства...» [2, с. 75].
Чувство Павла Вирского были тождественны чувствам людей в каждом уголке страны и за ее пределами, потому что он отыскивал «главную идею национальной черты» в каждом образе в то время, когда прототип образа был на данный момент самым не похожим на себя. Павел Вирский острее всех чувствовал и видел многовариантность своих будущих произведений. Иногда это отображалось в том, что он создавал образы и форму танцев, которых еще не было. Автор вводил их в нашу жизнь — и общество воспринимало их как национальные. Это, прежде всего, касается шуточного танца «Ползунец». Образная танцевальная лексика в этом неповторимом авторском произведении передавала дух Запорожской Сечи. Павел Вирский оригинально использовал только движения украинской пляски «на низах». На протяжении всего танца исполнители не расправляют колен, их ноги остаются незаметными, скрытые широкими шароварами. Глаза зрителей постепенно привыкают к этим коренастым фигурам, к оригинальным движениям, которые исполнители выполняют в различных танцевальных коленцах. И когда в финале весь ряд танцовщиков, выстроенных по рампе, в конце-концов поднимается в полный рост, кажется, что растет богатырская застава, чем и была Запорожская Сечь на границах родной Украины.
Искусство Павла Вирского не только отражало жизнь украинского народа, но и формировало национальное сознание общества. На протяжении всего своего творческого пути он особое внимание уделял традиционной игровой культуре и танцевальной фольклористике, как первооснове народно-сценического хореографического искусства Украины. А концепция „игровой народной культуры” стала одной из его культурологических концепций при постановке многих произведений. В них он пытался воплотить свои замыслы в жизнь именно с помощью сложной действенной содержательной танцевальной лексики, что подчинялась образно-тематическому развитию произведения. Определить их популярность и место в повседневном быту народа помогали знаменитому балетмейстеру фольклорные записи этнографов-историков, печатные и рукописные научные материала, а также рассказы и воспоминания непосредственных носителей и участников традиционных игр. Так, в работах украинских исследователей балетмейстер нашел старинный эффективный прием боя на пиках и саблях, вооружил ими участников композиции «Запорожцы» (муз Я. Лапинского) и построил сценарий танца на сложных композиционных сочетаниях, на чередовании парных и групповых схваток, которые завершались общей победной атакой казаков[4, с. 70].
Эволюционирование форм народной культуры, исчезновение старых и появление новых разновидностей игр находило отражение и в народно-танцевальном искусстве. Возникновение современных форм народного танца, обогащения и видоизменения его хореографической лексики становилось очевидным тому подтверждением.
Павел Вирский понимал, что основы национального — прежде всего в традициях и обрядах, в моральных ценностях древности и современности. Если разрушаются связи — теряется чувство уважения к предшественникам. И сам ты — духовно опустошенный, нет у тебя Родины. И неслучайно концерт начинался танцем-приветствием «Мы с Украины». Вечно будет жить среди украинского народа замечательная традиция — встречать дорогих гостей хлебом-солью. Именно с этого эпизода и начинается спектакль Государственного заслуженного академического ансамбля танца Украины. Танцоры, одетые в костюмы многочисленных народов и народностей разных регионов, которые проживают в Украине, пластическим языком танца рассказывают о своей многонациональной стране, о том, как живут, работают, как отдыхают, празднуют люди. Каждую пару исполнителей художник наделяет определенным, только ей присущим фольклорно-хореографическим богатством танцевального рисунка. В каждом сольном танце сохранен яркий местный колорит[5, с. 264].
Воспроизведение национального колорита в народно-сценическом танце одна из коренных проблем дальнейшего развития многогранности народно-сценической хореографии [1, с. 67]. Каждая хореографическая композиция или миниатюра созданная Павлом Вирским, пронизана специфическим колоритом той местности, на основе которой выстраивался сценарий, придавая им особую национальную окраску, художественно отражая особенности культурной жизни того или иного региона Украины и республик бывшего Советского Союза. Образцом высокого качества может служить «Русский танец», поставленный мастером на основе народных хороводов и танцев, которые бытуют на территории России[1, с. 38]. В творческой работе балетмейстер использовал наиболее интересные хореографические элементы и композиционные решения. Этот образец академического танцевального искусства всегда был украшением концертной программы коллектива ансамбля.
Национальная хореографическая культура, созданная тысячелетней памятью народа и обновленная произведениями Павла Вирского, является духовным источником воспитания высоких идеалов и моральных ценностей. Она чрезвычайно нужна для взращивания в душах людей, как творцов своей судьбы, патриотов и преданных сынов своей страны - бессмертных исконных ценностей народа.
Своим творчеством Павел Вирский выражал веру и уверенность в том, что в будущее украинский народ будет идти со своими лучшими качествами: честностью, открытостью, мудростью, юмором, работоспособностью и любовью.
Библиографическая ссылка
Литвиненко В.А. НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИОННО-ИГРОВАЯ КУЛЬТУРА И ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКА — ИСТОЧНИК НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ УКРАИНЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-1. – С. 8-10;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5779 (дата обращения: 21.11.2024).