В настоящее время проблема сохранения здоровья детей и подростков является не только одним из приоритетных направлений здравоохранения, но и справедливо рассматривается как способ обеспечения благополучия страны в будущем. Одним из ведущих факторов, определяющих здоровье детского населения, является рациональное питание, предполагающее полное удовлетворение потребностей растущего организма в макро - и микронутриентах. Полноценное питание обеспечивает нормальное развитие детей, способствует профилактике заболеваний, повышению умственной и физической работоспособности, создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде [1, 2]. И в то время как для «бедных» стран главной проблемой до сих пор остается недоедание, для индустриально развитых стран, включая Россию, не менее существенной проблемой является качество питания.
В завершающий период школьного обучения учащиеся испытывают повышенные умственные, психические и физические нагрузки, что связано с большим расходом энергии и высокой потребностью в адекватном потреблении пищевых веществ. Процессы активной социализации подростков в это время накладываются на непростые периоды онтогенеза, связанные с активным ростом и развитием. Любые нарушения питания в данном возрасте могут приводить к серьезным расстройствам жизнедеятельности организма, в том числе к возникновению и прогрессированию различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов кровообращения, изменениям со стороны эндокринной, костно-мышечной и центральной нервной систем. Не случайно, на сегодняшний день продолжает расти число алиментарно-зависимых заболеваний у школьников, напрямую связанных с нарушением рационального питания [4, 7, 8].
Несмотря на пристальное внимание исследователей к проблеме организации питания детей школьного возраста, ее региональные особенности остаются недостаточно изученными. В тоже время, структура, качество питания, показатели обеспеченности нутриентами организма человека, возможное присутствие в продуктах чужеродных химических веществ, в существенной степени определяются территорией проживания. В этой связи, особую актуальность проблема питания приобретает в северных регионах страны, где в процессе адаптации к гипокомфортным или экстремальным условиям изменяются все виды обмена (белковый, углеводный, жировой, витаминный, минеральный), существенно повышаются энерготраты организма человека [5]. Средовые факторы Севера оказывают большое влияние на специфику питания человека в этих условиях. На формирование стратегий питания местного населения влияет сравнительно бедный видовой состав флоры и фауны, непригодность или малая пригодность почв для земледелия, своеобразие микроэлементарного состава почв и пищевых продуктов. Для жителей Севера характерен хронический дефицит потребления витаминов, макро- и микроэлементов [5, 6]. Алиментарный фактор, являясь одной из основных причин формирования состояния витаминной недостаточности на Севере, по данным ряда авторов обусловлен не только низким уровнем потребления самих витаминов, но и высоким их расходованием в условиях экологического и климатогеографического стресса [5].
Отсутствие оптимального уровня потребления важнейших компонентов питания на фоне существующей повышенной потребности в макро- и микронутриентах, обусловленной влиянием гипокомфортных и экстремальных климатоэкологических условий Севера, не может не сказываться самым негативным образом на защитном потенциале организма детей и подростков. В этой связи, изучение степени соответствия питания понятию рационального приобретает в условиях северного региона особую актуальность.
В цели нашего исследования входило изучение рационов питания школьников-старшеклассников, проживающих в условиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югры). ХМАО - Югра находится в центральной части Западносибирской равнины и относится к гипокомфортным территориям, приравненным к Крайнему Северу, с умеренно суровым континентальным климатом, интенсивным природным и предельно высоким техногенным прессингом на здоровье людей.
В исследовании участвовало 52 учащихся обоего пола в возрасте 15-17 лет (из них – 24 юношей и 28 девушек). Рацион питания учащихся анализировался с помощью анкеты, разработанной РАМН, для определения алиментарного статуса человека. Анкета включает в себя трехдневное меню школьника-старшеклассника, которое он самостоятельно заполняет.
Результаты исследования показали, что преобладающей составляющей ежедневного рациона питания старшеклассников являются макароны и хлебобулочные изделия (табл. 1). Обращает на себя внимание дефицит в рационе питания фруктов и овощей, что отчасти объясняется северным расположением региона и недостаточным выращиванием необходимых сельскохозяйственных культур в данной географической зоне. Однако недостаток разнообразия в рационе питания свежих овощей и фруктов нельзя объяснить только этой причиной, так как в значительной степени это зависит и от других факторов. Так, учитывая относительную экономическую благополучность региона и очевидную возможность выбора между дорогими фруктами и довольно дешевыми овощами и местными дикоросами, приходится сделать вывод о низком уровне культуры питания в семьях обследуемых учащихся.
Таблица 1
Структура питания старшеклассников ХМАО-Югры, %
Частота |
Продукты питания |
|||||
Ежедневно |
Иногда |
Не употребляют |
||||
Юноши |
Девушки |
Юноши |
Девушки |
Юноши |
Девушки |
|
Мясные |
62,50 ± 6,04 |
21,43 ± 5,21 |
33,33 ± 5,98 |
67,86 ± 5,93 |
4,17 ± 2,53 |
10,71 ± 3,92 |
Рыба |
12,50 ± 4,20 |
3,57 ± 2,35 |
79,17 ± 5,15 |
89,29 ± 4,84 |
8,33 ± 3,50 |
7,14 ± 3,27 |
Молочные |
41,67 ± 6,26 |
32,14 ± 5,93 |
50,00 ± 6,35 |
64,29 ± 6,08 |
8,33± 3,50 |
3,57 ± 2,35 |
Фрукты, овощи |
41,67 ± 6,26 |
32,14 ± 5,93 |
58,33 ± 6,26 |
67,86 ± 5,93 |
- |
- |
Продолжение таблицы 1 |
||||||
Крупяные блюда |
50,00 ± 6,35 |
17,86 ± 4,86 |
50,00 ± 6,35 |
82,14 ± 4,86 |
- |
- |
Макароны и хлебобулочные изделия |
83,33 ± 4,73 |
78,57 ± 5,21 |
16,67 ± 4,73 |
21,43 ± 5,21 |
- |
- |
Полноценное содержание белков в рационе питания детей и подростков имеет первостепенное значение, так как обеспечивает процессы роста и развития. Анализ белкового компонента питания показал, что ежедневно употребляют: мясо – около 2/3 юношей и 5-я часть девушек, рыбу – 10-я обследованных, молочные продукты – 3-я часть учащихся (табл. 1). Юноши в 2,92 раза чаще включают в ежедневный рацион питания мясо, в отличие от девушек (χ2 = 9,085, d.f. 2, р = 0,011), рыбу – в 3,73 раза, молочные продукты – в 1,3 раза. Как выяснилось, практически все участвующие в исследовании девушки находились на диете, чем и объясняется полученная разница в частоте употребления рассматриваемых продуктов питания между ними и юношами. Выявилась очевидная нерациональность используемых диет, так как макароны и хлебобулочные изделия присутствуют в ежедневном рационе у 78,57 % девушек, в ущерб белковым компонентам пищи, а также овощам и фруктам.
Частота употребления крупяных блюд, являющихся ценнейшей составляющей полноценного питания, явно ниже гигиенически обоснованной нормы, так как только у 50,00 % юношей и 17,86 % девушек они присутствуют в ежедневном рационе (χ2 = 4,695, d.f. 1, р = 0,03). В виду невысокой стоимости крупяных блюд, их недостаточное употребление можно объяснить только соответствующей грамотностью в вопросах питания обследованных и их родителей.
В проведенном ранее исследовании была выявлена статистически значимая связь между уровнем дохода родителей и качеством питания учащихся [3]. Однако эти данные касались в основном сравнения особенностей питания семей с доходом ниже прожиточного уровня и равным ему. Таким образом, можно предположить, что выявленное несоответствие особенностей питания гигиеническим нормам в значительной степени зависит от культуры питания обследованных школьников. В силу того, что наши респонденты еще не ведут самостоятельный образ жизни, по выявленным проблемам необходимо общаться не только с ними, но и с родителями школьников. Подобные исследования дают возможность учебным коллективам определить профилактическое направление работы по здоровьесбережению учащихся в вопросах рационального питания.
Библиографическая ссылка
Багнетова Е.А., Корчин В.И., Кавеева И.А. ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ГИПОКОМФОРТНЫХ УСЛОВИЯХ ХМАО-ЮГРЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-1. – С. 11-13;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5780 (дата обращения: 21.11.2024).