Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НОВОЙ ШКОЛЫ

Примбетова С.К. 1 Жолдасбеков А.А. 1 Ерепбаев Н.К. 1 Оразов Ш.Б. 1 Жолдасбекова К.А. 1
1 Южно-Казахстанский государственный университет им. Ауезова
1. Митина  Л.М.  Профессиональная  деятельность  и  здоровье  педагога:  учебное  пособие  для  студ.  высш.  пед.  учеб.  заведений.  —  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2005.  —  368  с. 
2. Огарёв  Е.М.  Компетентность  образования:  социальный  аспект.  -  СПб.:  РАОИО,  1995.
3. Педагогика:  Научно-теоретический  журнал  Российской  академии  образования,  2012  №  2.
4. Равен  Дж.  Компетентность  в  современном  обществе:  выявление,  развитие  и  реализация.  —  М.,  Когито-Центр,  2002.

Кардинальные преобразования системы образования Казахстана требуют переосмысления различных сторон профессионального труда учителя, являющегося основным связующим звеном между поколениями и культурами. Сегодня в науке осмыслена необходимость серьезных изменений, затрагивающих все существенные стороны педагогической деятельности – ценностные основы, содержательную и процессуальную стороны, личность самого учителя как субъекта этой деятельности.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве[1]. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления.

Практическое воплощение идей гуманизации, демократизации образования, опережающего обучения и др. определяет основные направления, в которых должно осуществляться развитие профессиональной деятельности учителя. Необходима переоценка ее смыслов и целей, изменение технологий, совершенствование средств, разработка новых позиций учителя, преобразования и расширения его основных функций.

По-новому в настоящее время осмысливаются цели педагогической деятельности[2]. Педагог становится не столько носителем предметно-дисциплинарных знаний, информации, хранителем норм и традиций, но прежде всего помощником становления и развития ученика, уважающем в нем личность независимо от меры приобщенности к знанию, меры его понимания или непонимания. По мнению ученых, разрабатывающих концептуальные основы и технологии личностно-ориентированного образования (В.А. Болотов, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков и др.), цель деятельности учителя сегодня состоит в создании образовательной среды, обеспечивающей становление личности ученика. Л.Ф. Спирин указывает, что педагогическую деятельность с точки зрения общего содержания и самых значительных результатов, к которым она стремится, ее нужно определять как деятельность индивидуализированной педагогической помощи воспитуемым, деятельность милосердия и гуманизма. Личностно-ориентированный педагогический процесс должен осуществляться в форме совместного поиска учителя и учеником решения не только ряда отдельных учебных задач, но и экзистенциальных (неразрешимых, вечных общечеловеских и мировых) проблем, считает С.Ю. Степанов[3]. Результатом этого процесса является смыслотворчество - сотворение все новых и новых смыслов.

Учитель имеет дело с детьми развивающимися, становящимися, обретающимися образ человека. Он осуществляет проектирование условий развития и образования школьников, является организатором пространства становления личности учащихся. Педагог практикует в образовательных общностях, принимает профессиональное участие во встрече поколений, выступает соучастником образования детей. От мастерства и качества психологической подготовки учителя зависят духовное здоровье подрастающего поколения и нации в целом. Все это требует от педагога очень хорошего знания психологии, высокого уровня психологической компетентности. «Если рассматривать педагогическую деятельность на уровне реального ее носителя – конкретного человека, субъекта, - указывает Б.А. Сосновский, - то в процессах обучения и воспитания не найти никаких иных механизмов и средств, кроме механизмов в конечном счете психологических… Все закономерности, модели и приемы в той или иной степени (зачастую просто решающим образом) опосредованы психологическими механизмами и феноменами… Эффективный и творческий учительский труд - это прежде всего и более всего работа психологическая» .

Таким образом, действия, обеспечивающие реализацию диагностической, коррекционно-развивающей, проектировочной, организационно-воспитательной, консультативной деятельности сегодня являются теми наиболее востребованными профессиональными действиями, которыми предстоит овладеть и активно использовать современному учителю. Эти действия закреплены в квалификационной характеристике выпускника в виде перечня основных видов профессиональной деятельности, выполнение которых является неотъемлемым моментом профессионального труда современного учителя.

Субъекты образовательного процесса – это субъекты в своей историко-культурной определенности. В этом качестве педагог выступает конструктором, организатором и прямым участником встречи поколений, носителем определенной личностной и социокультурной позиции, что предполагет свободное и сознавательное самоопределение в педагогической практике, принятие ответственности за результаты обучения и воспитания подрастающего поколения[4]. Субъектность впедагогической деятельности предполагает владение соотвествующими нормами, способами и средствами деятельности. В этом качестве падагог выступает как носитель деятельнстной позиции. Собственно профессиональная педагогическая позиция выступает как сопряжение личностной и деятельностной позиций, как единство педагогического созания и педагогической деятельности, как способ реализации базовых ценностей и целей каждого в отношениях с другими. Поэтому ценности образования личности должны быть актуализированы в создании педагога и переведены в цели, реализуемые адекватными средствами.

Учебные цели при личсностно-ориентированном подходе учитель должен определять, исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений. Задачи каждого урока необходимо формулировать с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом. Все методические решения (организация учебного материала, использованные приемы, способы, упражнения и т.д.) должны преломляться через призму личности обучаемого: его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей. В процессе преподавания любого учебного предмета нужно максимально учитывать национальные, половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенности детей. Основными личностными особенностями учителя нового типа выступают педагогическая направленность, высокий уровень сформированности педагогичсеких способностей, готовность к свободному самоопределению в сфере образования, ответственность за свое дело, независимость, инициативность, самостоятельность, нацеленность на творческое осуществление собственной деятельности. Педагог-профессионал должен уметь жить в условиях расширяющейся демократии, гласности, плюрализма мнений, общаться и взаимодействовать с людьми на правовой и демократической основе, руководить с людьми, принимать управленческие решения. К отличительным характеристикам современного учителя также относятся: терпимость к различным формам понимания мира, другим способам жизни людей, эмпатия, гуманность, организованность, комуникабельность, креативность. Основными свойствами профессионального сознания педагога становятся гуманитарность, диалогичность, философичность, интегративность, дивергентность. Изменение системы экономических отношений требует от учителя расчетливости, деловитости, бережливости, хозяйственной смекалки, предприимчивости, многих других качеств, которые совсем еще недавно считались если не отрицательными, то во всяком случае не самыми необходимыми в жизни. Учителя нового типа стремятся к рефлексии процесса и результатов собственной деятельности, к выявлению оснований для исполнения педагогических действий. Они занимаются самосовершенствованием, находятся в постоянном саморазвитии, активно строят новые модели и эффективные программы собственной жизни и деятельности. В то же время главным и постоянным требованием, предъявляемым к падагогам, остается любовь к детям .

Самое сложное и длительное в процессе моденизации образования - это гуманизация, раскрепощение самой личности педагога, поскольку, как известно, медленнее всего пересматривается человеческое сознание. В новых условиях учителю работать намного интереснее, но и значительно труднее. Давать шаблонные уроки по отработанной методике проще, чем создавать оригинальную методику. Кроме того, учитель, как духовный радар, должен улавливать в ребенке лучшие качества. Его предназачение – будить в растущем человеке стремление найти свой пусть к истине через веру и любовь. Но этого нельзя сделать только словом, без смены образа жизни, без глубокого гуманитраного образования, предполагающего формирование определенного образа мыслей, отношений, поступков .

Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.


Библиографическая ссылка

Примбетова С.К., Жолдасбеков А.А., Ерепбаев Н.К., Оразов Ш.Б., Жолдасбекова К.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НОВОЙ ШКОЛЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-1. – С. 65-67;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5792 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674