Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

НЕСПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ… ИЛИ ЧТО-ТО ДРУГОЕ? ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Киричук В.Ф. 1 Оленко Е.С. 1 Токаева Л.К. 1 Понукалина Е.В. 1 Антипова О.Н. 1 Бабиченко Н.Е. 1 Смышляева И.В. 1 Цымбал А.А. 1 Великанова Т.С. 1
1 ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. Разумовского Минздрава России
1. Башкатова, А. Региональные вузы заинтересованы в необучаемых студентах / А. Башкатова // Независимая газета. – 02.04.2014.
2.http://atn.ua/obshchestvo/15-studentov-rossii-neobuchaemy
3.http://www.berdskbn.ru/index.php/brnews/cateducation/2134-pochemu-studenty-ne-xotyat-uchitsya
4.http://otebe.info/deti/neobuchaemost.html#ixzz31ZWa13P8

Система образования и образовательные технологии предназначены для подготовки граждан к жизни и деятельности в открытом демократическом обществе с динамичной рыночной экономикой, что делает их одной из основных движущих сил социально-экономического обновления страны.

Главная задача высшего профессионального образования — научить человека самостоятельно анализировать и мыслить, выработать умение правильно воспринимать и поддерживать полученные знания для их наилучшего практического применения.

У высшего образования в современной России много проблем. В условиях утечки из регионов перспективных абитуриентов и опасности лишиться госфинансированиямногие российские вузы вынуждены принимать на бюджетные места даже плохо подготовленных и не мотивированных на полноценную учебу выпускников школ. Получается, что никуда не уезжают лишь те выпускники школ, которые, скорее всего, не пройдут конкурсный отбор в крупный вуз. Эти абитуриенты поступают в местные университеты и институты. Региональные вузы, в свою очередь, вынуждены снижать вступительный балл и для платного, и для бюджетного отделения. Иначе, если случится недобор студентов на бюджетные места, вузы рискуют полностью или частично лишиться государственного финансирования. А недобор на платные места лишит вузы дополнительного притока средств. Напрашивается парадоксальный на первый взгляд вывод, что засилье так называемых необучаемых студентов вузам даже выгодно. Сейчас до 97% внебюджетных фондов региональных вузов формируются за счет оказания платных образовательных услуг. Формальный подход к обучению берется на вооружение не только самими студентами, но и преподавателями, которые вместо мотивирования студентов начинают потакать их слабостям.

Формальный подход дает вузам возможности для извлечения финансовой выгоды из необучаемости студентов, ведь им можно назначить платный факультатив, причем вовсе не обязательно, что факультатив пойдет на пользу(1).

«Контингент с низким уровнем требований к качеству образования является более важным и более выгодным для университета, чем тот, который показывает высокий уровень усвоения учебных программ. Поэтому, ориентируясь на формальные показатели отчетности, университет формирует внутреннюю среду, комфортную для необучаемых. Это, в свою очередь, влечет за собой клубок проблем, в которых пытаются разобраться наши университеты: отсутствие стимулов к повышению академической культуры преподавателей, дискредитация учебных программ и образовательных стандартов, девальвация оценок и отсутствие четких критериев их выставления, коррупция», – описывает ситуацию Э. Леонтьева (2).

Так почему же сегодняшние студенты не заинтересованы в получении знаний? По результатам опросов преподавателя СибГУТИ М. Щеглова, студенты поступают в вузы потому, что:

  • родители настояли на поступлении;
  • нужно получить отсрочку от армии;
  • хочется получать денег побольше, при этом желательно работать поменьше и не важно кем;
  • ожидают, что их научат определённым прикладным навыкам, которые позволят сразу же найти работу;
  • и только на последнем месте их действительно интересует та специальность, на которую они поступили (3).

Другая проблема – это невозможность некоторыми студентами освоить какие-либо компетенции, в принципе. По результатам опроса самих студентов от 10 до 15% студентов в стране можно назвать необучаемыми. Опросы преподавателей выявляют, что в зависимости от региона и вуза эта доля может достигать и 50%. В некоторых вузах показатель выше. Иногда преподаватели жалуются, что из всей группы лишь единицы способны более-менее адекватно воспринимать материал (2). Симптомы необучаемости, как правило, обнаруживаются в легкой форме в начальных классах средней школы, на которые педагоги не обращают внимания, а родителям достаточно только того, чтобы их ребенок не прогуливал занятия и находился в здании школы. По этой причине это расстройство выявляется слишком поздно.

Специалисты считают, что имеется множество причин для формирования необучаемости. Однако не все из них можно верно установить. Иногда расстройства связаны с патологией головного мозга, зависящей от генетических аспектов. Употребление наркотических препаратов и алкоголя в период беременности также способствует развитию необучаемости.Кроме того, выделяют и другие, чисто медицинские, причины формирования необучаемости:

  • травма, несчастное происшествие или заболевание, которое перенесла мать в процессе беременности;
  • расстройства нервной системы, например, при удовлетворительном слухе и зрении ребенок неверно воспринимает звуковую или зрительную информацию;
  • роды раньше положенного срока, а также заболевания, перенесенные ребенком после рождения;
  • вынашивание беременности и развитие ребенка в экологически неблагоприятной обстановке;
  • травмы или серьезные заболевания, перенесенные в раннем возрасте (4).

Анализируя все эти причины, напрашивается вопрос: что же изменилось за последние 20 лет с нашим населением? Увеличилось количество заболеваний головного мозга? Так, это результат совершенствования инструментальных методов диагностики. За 20 лет изменился генофонд нации? Невероятный факт. Большее число женщин и мужчин детородного возраста имеют «привычные» интоксикации (табакокурение, алкоголизм, наркомания)? Да – это печальная реальность. Также нельзя не отметить резкое ухудшение экологической обстановки: загрязненный выхлопными газами воздух, продукты питания с консервантами и добавками, ГМО продукты, питьевая вода с реагентами, электромагнитные воздействия и т.д.

Таким образом, скорее всего, феномен необучаемости является следствием не одной причины, а результатом сложного и длительного взаимодействия внутренних процессов индивидуализации организма и внешних (средовыих) условий его развития. Несмотря на то, что интеллект человека относительно стабилен и многие ученые считают его врожденным и постоянным, психофизиологи доказывают, что уровень умственного развития можно как увеличить, так и уменьшить. Интеллект человека заложен генетической программой, умственные способности всегда подвержены стимулирующему влиянию окружающей среды. Здоровая среда — залог развития ума.


Библиографическая ссылка

Киричук В.Ф., Оленко Е.С., Токаева Л.К., Понукалина Е.В., Антипова О.Н., Бабиченко Н.Е., Смышляева И.В., Цымбал А.А., Великанова Т.С. НЕСПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ… ИЛИ ЧТО-ТО ДРУГОЕ? ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-1. – С. 105-106;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5819 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674