Задачи обновления системы образования, связанные с повышением уровня профессиональной компетентности, гражданской активности будущих специалистов обуславливают необходимость наиболее полного использования методов повышения учебной мотивации студентов профессиональной школы.
Возрастающие требования к качеству подготовки специалистов со средним медицинским образованием делают необходимым проведение мероприятий по формированию и развитию профессиональной мотивации студентов. Вместе с тем, в настоящее время отмечается тенденция понижения интереса молодых людей к обучению. В связи с этим, вопросы применения методов, стимулирующих учебную деятельность студентов, приобретают особую актуальность.
Исследованию закономерностей поведения человека посвящено огромное количество отечественных и зарубежных работ. Специалисты - психологи сходятся во мнении, что в человеке присутствуют две функционально взаимосвязанные стороны поведения: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как складывается и протекает процесс поведения в конкретной ситуации. Побуждение связано с понятиями мотива и мотивации, которые включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях студенческой молодежи, о внешних факторах, определяющих учебную деятельность.
Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение обучающихся, их направленность и активность. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. Практически любое действие человека следует рассматривать диспозиционно и ситуационно.
Поведение студента в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы студент отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. Мы разделяем точку зрения К. Левина, который показал, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию, и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. В связи с этим, необходима целенаправленная работа педагогического коллектива по развитию индивидуальных профессиональных интересов студентов через содержание учебных дисциплин и модулей и выработке мотивов к приобретению профессиональных знаний в процессе обучения через разнообразные формы и методы обучения.
Опыт работы преподавателей Московского областного медицинского колледжа № 1 показывает, что однообразие форм работы может способствовать потере мотивации, особенно если преобладающей формой является фронтальная работа, в которой практически нет возможностей для индивидуальной активности студентов. Демотивирует однотипность упражнений, которые используются для закрепления знаний, однообразие форм домашних заданий, способ организации обратной связи, если в обратной связи акцентировано «оценивание» и критика, не способствующие позитивному отношению к самому выполнению задания.
Анкетирование студентов специальности «Сестринское дело», проведенное после изучения учебной дисциплины основы микробиологии и иммунологии, показало, что не все темы были интересны и понятны обучающимся. Больше всего понравились темы: «Иммунная система», ее назвали 27 % опрошенных, «Вирусы» - 6 %, «Возбудители конкретных инфекций» - 38%, остальные опрошенные студенты не отметили понравившиеся темы.
Как предпочтительную форму домашнего задания - 39 % респондентов выбрали составление кроссворда, 36 % назвали работу над рефератом, 15 % - написание конспекта и работа с электронной библиотекой.
В процессе преподавания для повышения учебной мотивации является эффективным использование проблемного обучения, исследовательских методов, но студентами было отмечено, что для них исследовательская деятельность сводится к поиску материала в интернете. Анкетирование также позволило выявить, что в наибольшей степени развивает интерес студентов к изучаемому предмету - задания творческой направленности, наглядно - демонстрационные методы обучения, элементы игры на занятиях.
Таким образом, профессиональная школа стоит сегодня перед необходимостью пересмотра форм и стиля обучения, методов повышения учебной мотивации. Выстраивание для студентов теоретической логики изучаемой дисциплины, принятое в развивающем обучении, должно стать нормой на всех ступенях обучения. Необходимо также выстраивание правильной ориентировки формируемых умственных действий, чтобы у обучающихся не возникало ощущения беспомощности перед предметным материалом.
Опыт работы убеждает в достаточно высокой эффективности программно-целевого подхода к управлению образовательным процессом в ходе разработки и реализации принципиально важных с позиции совершенствования профессиональной подготовки будущих медицинских работников комплексных программ воспитания студентов, таких как повышение эффективности и качества профессиональной подготовки, совершенствование организации самостоятельной работы студентов и пр. Вместе с тем, в модульном обучении организация и методика преподавания базируются на комплексном системном подходе, обеспечивающем приобретение практического опыта в ходе решения реальных вопросов и задач, а затем освоение профессионального опыта. Если студент знает, что нужно делать, как нужно делать, может решать профессиональные задачи, анализировать свои действия и вносить в них коррективы - это, без сомнения, будет являться основой повышения учебной мотивации.
Библиографическая ссылка
Шабарова М.Н., Яковлева Т.М. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-1. – С. 113-114;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5823 (дата обращения: 21.11.2024).