Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СОСТОЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА-ВЫПУСКНИКА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Дубинина В.В. 1 Дорофеев А.Л. 1 Гуринова Л.И. 1 Галушко Н.А. 1
1 ДВГМУ
Состояние интеллектуального, творческого и культурного потенциала страны проявляется в среде студенческой молодежи. Изначально низкие показатели уровня здоровья, общей физической подготовки, функционального состояния студентов уже предрасполагают к реализации заболеваний. Будущие врачи должны своим личным примером показывать свое отношение к профилактике заболеваний, факторам риска и здоровому образу жизни. Показатели функционального здоровья отражают работоспособность и пригодность каждого обследованного к выполнению социальных функций. Функциональное состояние подвержено воздействию режима учебы и отдыха, утомления и переутомления, условий проживания и состояния питания, в конечном итоге выявляет уровень показателя общего состояния здоровья.
функциональное здоровье студентов
физическая подготовка
вегетативная система
функциональные пробы
1. Гуринова Л.И., Галушко Н.А., Дубинина В.В Анализ заболеваемости студентов первого курса Дальневосточного государственного медицинского университета // Материалы 70-й итоговой научной конференции молодых ученых и студентов; под ред. д.м.н. Е.Н. Сазоновой. Хабаровск, 2013. С. 355-358.
2. Методы оценки физического и функционального состояния студентов специального учебного отделения: учеб.-метод. пособие / В.Б. Мандриков, М.П. Мицулина. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2006. 48 с.
3. Соколовская Л.Б. Актуализация духовно-творческого потенциала личности как фактора психологического здоровья молодого человека. Красноярск, 2005. 177 с.
4. Соколов А.В. Интегральная оценка резервов здоровья в восстановительной медицине // Вестник восст. мед. 2002. № 1. С. 16-18.
5. Судаков К.В. Диагноз здоровья. М.: ММА им. И.М. Сеченова, 1992. 120 с.
6. Сысоева О.В. Социально-гигиенические аспекты формирования здоровьесохраняющего поведения студентов высших учебных заведений: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Хабаровск, 2009. 25 с.
7. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Л.: ЛНИИФК, 1976. 40 с.
8. Шагина И.Р. Медико-социальный анализ влияния учебного процесса на состояние здоровья студентов медицинского вуза по Астраханской области: автореф. дис. … канд. мед. наук. Астрахань, 2010. 25 с.
9. Additive pressor effects of caffeine and stress in male medical students at risk for hypertension / J.D. Schepard, M. AlAbsi, T.L. Whitsett et al. // Am. J. Hypertens. 2000. Vol. 13. P. 475-481.

Введение

Как известно, студенческая молодежь представляет собой ту часть общества, которая в наибольшей степени показывает картину общего состояния интеллектуального, творческого и культурного потенциала страны. И конечно, уровень здоровья, психоэмоциональная характеристика, общая физическая подготовка отражает то, что называется «наше все» – в том числе и будущее развитие государства. Самая продолжительная учеба заложена именно в медицинских вузах, к тому же уровень интеллектуальной нагрузки достаточно высок наряду с психоэмоциональным перенапряжениям. Социальная значимость медицинской профессия предполагает необходимость профессиональной подготовки личности не только по способности овладеть широким спектром современных знаний и мануальных навыков, но и по характерологическим особенностям, обеспечивающим специфику общения с больным человеком [8]. Студент-медик – будущий врач своим личностным примером должен показать свое отношение к профилактике заболеваний, факторам риска и здоровому образу жизни. Конечно, нам всем хочется видеть положительно настроенного эмоционально, здорового доктора.

К сожалению, исходное состояние здоровья выпускников школ – будущих студентов является далеко не оптимальным. По данным отечественных исследователей, число первокурсников, составляющих относительно здоровую часть студентов, находится на низком уровне – от 14,4 до 22% [7]. По результатам нашего исследования, проведенного среди первокурсников 2012-2013 гг., к группе практически здоровых студентов по результатам мед. осмотра отнесено лишь 15% студентов. Анализ данных по нозологическим формам показал, что наибольший процент студентов с патологией глаз (миопия, гиперметропия, астигматизм), на втором месте заболевания ОДА (сколиоз в большинстве случаев), тройку лидеров завершает патология ЖКТ (гастриты в большинстве случаев). Мы приводили следующие результаты: данные по распределению в группах на предмете физическая культура, всего лишь 51% студентов занимается в основной группе. 11% освобождены от занятий физкультурой, а остальные занимаются в специальной и подготовительной группах [1].

Анализ научной литературы показывает, что здоровье студентов за время обучения в вузе ухудшается [6, 8, 9]. Этому способствует ряд факторов: работа в ночное время, равно как и посещение ночных клубов, перекусы между занятиями, курение и употребление алкоголя, конечно, сам учебный процесс, требующий полной отдачи сил без учета отданных на вышеперечисленные факторы. Поэтому изучение состояния здоровья выпускников представляет актуальную проблему, при этом важен их дальнейший профессиональный выбор.

Нами предложена программа обследования студентов-выпускников на предмет их функциональных, адаптационных и психоэмоциональных характеристик, которая проводится самими выпускниками еще и с практической стороны (возможность применения в своей профессиональной деятельности) на занятиях по поликлинической терапии.

Материалы и методы

Методы исследования включали объективные исследования: антропометрию, осмотр, измерение АД и чсс, кардиоинтервалографию (КИГ), спирометрию, различные функциональные пробы на вегетативное обеспечение деятельности, динамометрию, выполнение упражнения планка, исследование вестибулярного аппарата, а также элементы анкетирования на рациональное питание, тест на вегетативную устойчивость, социальную адаптацию, оценку по шкале депрессии, стресса, анкетирование на предмет употребления алкоголя и никотина, субъективную оценку состояния здоровья. Как выражение проведенного исследования студенты рассчитывали свой биологический возраст и физическое состояние (по формуле Пироговой). Проведено исследование с 7 группами 6 курса лечебного факультета в количестве 60 человек в возрасте от 22 до 27 лет (средний возраст 23,1 ±1,8 лет). С целью создания единого портрета студента в данной работе, мы приведем средние величины, не разделяя сокурсников даже по полу, хотя количество мужского пола в группах 1-2 человека.

Результаты исследования

Внешний портрет представлен оптимально – не отличается от нормы. У 1 человека – вальгусная деформация нижних конечностей. Средняя масса тела составила 61,5 кг±2,8 при среднем росте в 169 см±2,5, индекс массы тела 21,6 ±0,7 соответственно, что вполне согласуется с нормой. При анализе данных рациональности питания, к сожалению, наблюдаются не оптимальные показатели в плане потребления фруктов и клетчатки – средний показатель составил 17±3,8 баллов при максимально возможных 40. В то же время наш студент очень рационально относится к продуктам, содержащим жиры, среднее потребление которых составило 17,6±5,1 баллов при максимально возможном потреблении жиров в 60 баллов. Отношение к алкоголю и никотину порадовало исследовательскую работу – процент курящих составил всего 16,7%, алкоголь принимают не чаще 2 раз в год наибольшая часть студентов.

Тест на социальную адаптацию показал средний уровень в 11,7±3,2 балла (высокий уровень адаптации исчисляется в 20 баллов). По шкале депрессии получены неоднозначные результаты– разброс набранных баллов от 10 до 57, при этом максимально выраженный уровень депрессии наблюдается при 70-80 баллах и требует лечение у психиатра. Но расчет среднего балла депрессии показал низкий уровень депрессии в 29,1±9,0. Стрессоустойчивость студента – шестикурсника исчислялась в 20,4±4 при максимальной высокой в 28 баллов.

Исследование функции внешнего дыхания показало объективную оценку состояния бронхолегочной системы, но для нашей работы мы берем только показатель ЖЕЛ и расчет жизненного индекса. Средний показатель ЖЕЛ составил 3,7±0,5 л, наблюдался небольшой разброс от 2,64 до 5,65 л, что соответствовало росту и полу в принципе, и было выражено в расчете жизненного индекса, где ЖЕЛ в мл делили на массу тела в кг. Средний показатель жизненного индекса составил 66,12±0,9 у мужчин и 56,4±0,56 у девушек и соответствовал оценке 4,14±0,6 по пятибалльной системе. Анализ пробы с задержкой дыхания на вдохе (Генчи) и выдохе (Серкина) с оценкой по 5 бальной системе (возможные колебания от 20 до 120 с и по прилагаемой таблице в баллах) показал высокий балл задержки дыхания на вдохе 4,2±1,1 и средний на выдохе 3,21±0,5. В секундах это соответствовало 57,2 с у юношей и 37,2±1,0 у девушек на вдохе, и 45,2±0,2 и 30,3±0,2 на выдохе соответственно.

При оценке вестибулярного аппарата применялась модифицированная (с закрытыми глазами) проба Ромберга и проба со статической балансировкой (стойка на одной левой ноге с закрытыми глазами). Получены очень низкие результаты, что говорит о детренированности вестибулярного аппарата у студентов. Средний балл оценки (по 5 бальной системе) пробы Ромберга составил 2,1±0,9, а пробы статическая балансировка: 3,5±2,1, что соответствовала относительным величинам в секундах 16,2±2,5 и 32,1±5,2 соответственно.

Также низкие оценки получены по динамометрии и оценки точности мышечных усилий. Сила рук нашего выпускника составила всего лишь 21,1±4,42 кг (разброс от 10-20 у девочек до 30-60 у мальчиков). Оценка точности мышечных усилий, которая определяет именно взаимодействие ЦНС с периферией, по 5-балльной системе составила 3,31±0,8 баллов.

Выполнение упражнения планка показало хорошие результаты. В основном, наш выпускник имеет сносный пресс: среднее время выполнения планки составило 46,2±8,9 секунд. При этом подсчет чсс до и после упражнения показал неоднозначные результаты: оценка по пятибалльной системе по приросту пульса со средним баллом в 2,99±1,2 (15,2±.1,5 в секундах)

Исследование вегетативного обеспечения деятельности проведено при помощи анкетирования на вегетативную устойчивость, расчета индекса Кердо, ортостатической пробы и пробы Мартине, а также по результатам КИГ. Индекс Кердо (может выражаться в отрицательном и положительном значениях) в среднем составил 4,65±9,43 и соответствовал равновесию ВНС или эйтонии (от –17 до +15). Тест на вегетативную устойчивость выявил отсутствие лабильности у нашего студента и выражен в среднем балле 6,9±1,8 (максимальный балл 16). Ортостатическая проба, оцененная по прибавке чсс при перемене положения тела, по пятибалльной системе (при помощи таблицы) составила у нашего студента 3,12±1,16 (13,2±1,1 секунд). Проба Мартине (с приседаниями) оценена по проценту прироста пульса и составила 3,81±0,6 или 49,8±1,0% прироста пульса. Были выявлены студенты с выраженным приростом пульса даже при переходе из горизонтального в вертикальное положение (например 51 уд/с) и высоким уровнем вегетативной лабильности по тесту, для которых мы ввели дополнительное исследование – кардиоинтервалографию (КИГ). В результате проведения КИГ у 67,2% студентов выявлена исходная ваготония, у 27,3% – симпатотония и лишь у нескольких студентов (5,5%) было выявлено относительное равновесие или эйтония. У подавляющего большинства (89,5%) в ортопноэ выявлена гиперсимпатотония и симпатотония, даже у студентов с исходной ваготонией.

Оценка самими студентами уровня своего здоровья показала, что в среднем из возможных 29 баллов нездоровья студент-шестикурсник выбрал всего 5,4±2,1 балл. Оценка физического состояния по методу Пироговой показала средний уровень в 3,14±0,6 6алл. Итоговый подсчет биологического возраста выявил таковой в 27,3±7,5 лет.

Выводы

Таким образом, состояние функционального здоровья выпускника ДВГМУ показало наличие вестибулярной и общей физической детренированности, низкие показатели вегетативного обеспечения деятельности (пробы с нагрузкой и с задержкой дыхания, ортостатическая проба), средний уровень социальной адаптации, депрессии и стрессоустойчивости, при этом сам выпускник оценивает себя здоровым и вегетативно устойчивым. Учитывая полученные данные, были даны заключение и рекомендации по образу жизни, питанию, тренировкам: дыхательной гимнастике, упражнениям физической культуры, техникам медитации. В дальнейшем (и в том числе по просьбам самих студентов) будут разработаны тесты и рекомендации по выбору специализации. Но даже с учетом полученных данных уже понятно, что некоторым выпускникам противопоказано долгое вертикальное положение в операционной и бессонные ночи – дежурства. И то, что практически каждому студенту необходимо заняться собой и тренировать те системы, по которым он получил низкий или средний балл. Поэтому считаем целесообразным проведение таких занятий в перспективе и их расширение.


Библиографическая ссылка

Дубинина В.В., Дорофеев А.Л., Гуринова Л.И., Галушко Н.А. СОСТОЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА-ВЫПУСКНИКА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-2. – С. 20-21;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5859 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674