Так, в бывшем СССР система образовании рассматривалась, прежде всего, как способ поддержания государственной мощи. Такое отношение к образованию привело к тому, что после распада страны резко сократилась потребность в кадрах, а вместе с сокращением потребности катастрофически сократилось финансирование образования. В результате несколько поколений молодых людей оказались выброшенными из системы высшего образования. В Европе, помимо удовлетворения нужд рыночной экономики, образованию отводится важная роль в сглаживании социальных противоречий либерального общества как эффективный способ перемешивания разных слоёв общества. Это позволяет претенденту снизу подняться на более высокий уровень, повысить свой социальный статус; и объясняет то постоянно высокое внимание, которое традиционно уделяется образованию со стороны власти и общества в целом. Такой подход способствовал созданию условий равного доступа к образованию всех слоёв населения.
Сторонники присоединения к Болонскому процессу в России считают, что оно отвечает задачам модернизации отечественного образования, интеграции его в мировое образовательное пространство. Это соответствует рекомендациям ЮНЕСКО относительно общей платформы реформирования профессионального образования во всемирном масштабе - переходу от существующей модели выборочного и концентрированного обучения в течение ограниченного времени к системе непрерывного образования для всех, которая является диверсифицированной и гибкой, соответствующей быстро меняющемуся спросу на рынке труда.
Противники присоединения к Болонскому процессу считают, что такое реформирование связано с целым рядом трудностей, что было бы целесообразнее развивать свою национальную систему. Болонская модель, кроме трехуровневой структуры высшего образования предполагает две базовые вещи: модульный подход и кредиты. Здесь возникает фундаментальная проблема - проблема целостности научного знания. Модульная система означает отказ от предметного преподавания и введение расширенных образовательных программ, в которых дисциплинарные границы размыты и рассматриваются совсем иначе, чем в традиционных формах. Переход на модульный принцип организации учебного процесса противоречит стандартам, утверждённым в России - российские стандарты составлены попредметно. И здесь, прежде всего, потребуется перестройка всей системы не только вузовского, но и довузовского образования. Кроме того, следом возникает другая серьезная проблема - кадровая. Поскольку российское штатное расписание вузов не соответствует новому содержанию образования, примерно на одну треть придётся сокращать состав преподавателей, а это уже острая социальная проблема.
Однако и сторонники, и противники Болонского процесса в России прекрасно понимают, что этот процесс приведёт к установлению международного стандарта для дипломов, который рано или поздно станет непреодолимым препятствием для выпускников российских вузов на международном рынке труда.
Библиографическая ссылка
Парахонский А.П. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ: ЗА И ПРОТИВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5. – С. 66-67;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=590 (дата обращения: 22.12.2024).