На современном этапе развития российской экономики существует разрыв между рынком труда и системой профессионального образования. В настоящее время оценка качества высшего профессионального образования ограничивается установлением государственных требований к учебному процессу. Последующий системный контроль качества образовательных услуг на рынке труда пока отсутствует. Это требует разработки модели личности выпускника, способной удовлетворять требованиям динамично развивающегося общества. Построение модели личности выпускника как эталона, идеала, к которому надо стремиться всему педагогическому сообществу вуза, – важная задача образовательного учреждения любого уровня.
Новые социокультурные условия определили необходимость участия в инновационных процессах, что является неотъемлемой характеристикой профессиональной деятельности современного специалиста. В связи с этим наблюдается изменение роли системы профессионального образования в подготовке современного специалиста. Значение приобретает не только освоение современных профессиональных компетенций, но и создание и освоение новых социокультурных ценностей.
Вместе с тем, специалисты в области высшего образования весьма осторожно оценивают результаты внедрения новых моделей и педтехнологий профессиональной подготовки выпускников, адаптированных к рынку труда.
Попытки осмысления процесса моделирования профессиональной подготовки с учетом гуманистического личностно-ориентированного подхода, нашли своё отражение в ряде различных исследований и направлений:
– содержание и процесс профессиональной подготовки в вузе (Е.Н. Богданов, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкина, И.А. Зимняя, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, С.И. Маслов, Н.И. Симонова, В.А. Сластёнин, А.Э. Штеймец и др.);
– многоуровневое и непрерывное образование (Э.Д. Днепров, В.Г. Кинелев, В. Филиппов);
– маркетинг образовательных услуг (В.И. Андреева, У.Г. Зиннуров, Ф. Котлер, Н.П. Литвинова, А.П. Панкрухин, В.И. Пилипенко, В.В. Шереметова).
В данных работах отразились отдельные аспекты профессиональной подготовки конкурентоспособного выпускника вуза; существующие противоречия между традиционной подготовкой специалиста с высшим образованием и быстро меняющимися потребностями рынка труда. Один из главных федеральных документов – Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (Стратегия – 2020), определила стратегические ориентиры развития российского общества: «…формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности» » [1].
Сегодня общепринятой точкой зрения является построение модели выпускника вуза той или иной специальности на основе модели специалиста (модели личности специалиста, модели трудовой деятельности специалиста, модели компетентности специалиста): современной и прогнозируемой. Исследователи Р. Петрунева, Н. Дулина, В. Токарева основными параметрами моделей считают:
1) требования к специалисту, предъявляемые его рабочим местом и характером решаемых производственных задач;
2) необходимые для этого знания и умения;
3) специфические социальные и психологические качества, обеспечивающие эффективность деятельности [2, с. 40].
Учёные, в том числе и В. Г. Пищулин отмечают, что работая над моделью выпускника вуза, следует выделить две её главные составляющие: профессиональные знания и личностные качества[3, с. 22].
К профессиональной стороне модели специалиста (О. Мельничук и А. Яковлева) следует отнести:
– квалификационные требования (фиксированная система требований к работнику);
– интеллектуальная компетентность (особый тип организации знаний, категориальность, обобщенность, гибкость и оперативность в анализе ситуаций);
– интеллектуальная инициатива (интеллектуальная активность – органическое единство познавательных и мотивационных устремлений, готовность выйти за пределы заданного и развить не стимулированную извне интеллектуальную деятельность);
– самоорганизация, которая предполагает анализ ситуации, постановку задачи, планирование, прогнозирование, самоконтроль, рефлексию;
– саморегуляция (умение свободно управлять собственной интеллектуальной деятельностью) [4, с. 25].
К личностной стороне модели целесообразно отнести:
– понимание сущности и социальной значимости своей специальности;
– наличие аксиологических устремлений, т.е. идеалов, ценностей, приоритетов, мотиваций и т.д.;
– знание законов межличностного общения и умение использовать их на практике;
– способность принимать решения и нести за них ответственность;
– наличие чисто человеческих, гуманных побуждений – чувства справедливости, сочувствия, готовности помочь и т.д.;
– «непроизводственные» резервы личности – патриотизм, следование законам валеологии и т. п.»[2, с. 23].
Таким образом, по мнению А.К. Марковой, модель личности специалиста представляет собой «описание совокупности его качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач, возникающих в производственной сфере, а также самообучение и саморазвитие работника» [5, с. 45].
Модель выпускника университета, в свою очередь, воплощает идеальное представление об обучающемся, завершившем процесс образования и представляющем собой сформировавшуюся личность, обладающую не только определенными компетенциями, но и необходимыми профессионально и социально-значимыми личностными качествами.
Модели личности, проектируемые в педагогической практике в аспекте обучения и воспитания студентов различных профилей, отражают перечень качеств выпускников вуза, востребованных государством, обществом и работодателями.
В этой связи на первый план выходят целевые ориентиры формирования личности выпускника университета, которые содержатся в федеральных законах и иных документах, касающихся сферы образования и молодежной политики, в новом поколении ФГОС ВПО, а также в локальных документах вуза.
Важно отметить, что в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 23.07.2013 №203-ФЗ под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [6].
Определяя цели и результаты образования человека, исследователи в последние десятилетия все больше внимания уделяют единству мотивационно-когнитивных и поведенческих компонентов в структуре личности выпускника. В этом плане более ёмким понятием, отражающим это единство, оказываются понятия «компетентность» и «компетенция» [7, с. 34]. Данные понятия понимаются как интегральное качество личности, и рассматриваются как ключевая категория описания человека в профессии. Следовательно, одним из основополагающих подходов к созданию модели выпускника будет являться компетентностный подход, в рамках которого основным элементом модели личности выпускника становится компетентность/компетенция.
Компетентность – это успешно реализованная в деятельности компетенция. Компоненты компетентности в какой-либо сфере жизнедеятельности могут быть представлены рядом компонентов:
– когнитивный компонент (знания);
– мотивационный компонент;
– аксиологический компонент (направленность, ценностные отношения личности);
– конативный компонент (умения, навыки, опыт деятельности);
– способности;
– эмоционально-волевой компонент (саморегуляция).
В данном случае компетенция выступает как потенциал компетентности, реализующийся через определенную сферу деятельности, и приобретает действенность через механизмы самоорганизации, саморегуляции.
Методология использования компетентностного подхода для прогнозирования успешности будущей профессиональной деятельности нашла отражение в работах отечественных авторов, таких как Давыдова С.Б. и Разенкова Т.В. [8].
А также в работах зарубежных авторов: Л. и С. Спенсеров, Р. Бояциса, С. Флетчера [9], Дж. Равена [10].
Большинство учёных, работая над «моделью специалиста», выделяют две главные составляющие: профессиональные знания и личностные качества. При описании профессиональной составляющей модели помимо квалификационных требований, разработанных в государственных образовательных стандартах, многие учёные используют следующие характеристики: компетентности общепрофессиональные, специальные, общекультурные, интеллектуальные, социально-правовые, организационные и др.
В настоящее время подготовка специалиста в области выбранной им отрасли должна обеспечить высокий уровень его компетентности, мобильности, максимально благоприятные условия для развития его личности. Основными параметрами для разработки модели выпускника-специалиста, по мнению работодателей территории Белгородской области (N = 200), являются:
– владение практическими навыками (20,8 %);
– работоспособность и высокая трудовая дисциплина (16,4 %);
– владение теоретическими знаниями (12,8 %);
– готовность на начальном этапе карьеры получать невысокую зарплату (9,8 %);
– умение общаться с людьми (знание психологии коммуникаций) (8,5 %);
– организаторские способности (5,8 %);
– способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности – (25,9 %).
Как видим, особую роль работодатели отводят такому качеству, как способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, что, к сожалению, не всегда свойственно современным выпускникам.
Кроме того, мы задали этот вопрос молодым специалистам (N = 200).
Молодые специалисты, вышедшие на рынок труда после окончания вуза,
в качестве важных качеств выпускника отметили:
– работоспособность и высокую трудовую дисциплину (12,2 %);
– владение теоретическими знаниями (11,9 %);
– готовность на начальном этапе карьеры получать невысокую зарплату (6,6 %);
– умение общаться с людьми: знание психологии общения (7,0 %);
– организаторские способности (6,7 %);
– высокую мобильность (6,6 %);
– владение практическими навыками (6,7 %);
– способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности – (20,9 %);
– способность работать с использованием интернет-технологий (10,9 %);
– стрессоустойчивость (10,5 %).
Со стороны самих выпускников вузов (N = 200) параметры модели выпускника оцениваются несколько иначе. Среди основных качеств ими выделяются:
– владение теоретическими знаниями (26,2 %);
– умение общаться с людьми: знание психологии общения (14,5 %);
– способность к самостоятельному принятию решений (13,2 %);
– способность работать с использованием интернет-технологий (15,9 %);
– способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (13,7 %);
Умение общаться на иностранном языке (10 %);
– владение практическими навыками (6,5 %).
Оценка такого показателя, как владение практическими навыками, составила лишь 6,5 %, что значительно ниже оценки работодателей (20,8 %).
На основании полученных данных, можно отметить, что всё большее значение приобретают такие компетенции, как способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, владение практическими навыками работы, владение теоретическими знаниями, способность к самостоятельному принятию решений, работоспособность и высокая трудовая дисциплина, умение общаться с людьми, знание психологии общения, владение иностранным языком. Ну и как вы уже успели заметить, очень востребованным является такое качество, как готовность на начальном этапе карьеры получать невысокую зарплату.
Поэтапное формирование модели личности выпускника вуза можно достичь благодаря созданию в высшем образовательном учреждении условий для профессионального становления и развития составляющих образа выпускника на каждом этапе получения выбранной профессии.
Подводя итог сказанному отметим, что модель личности выпускника, являясь важнейшим фактором его профессиональной успешности, требует активизации усилий всех субъектов процесса профессиональной подготовки, проходит в своем развитии две основные стадии (профессиональная адаптация и профессиональная идентификация) и реализуется через взаимодействие по формированию у студентов профессиональной направленности, осознанного стремления трудоустроиться по профилю подготовки и успешно продвигаться к вершинам профессионального мастерства.
Библиографическая ссылка
Тарабаева В.Б. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ОСНОВА МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-3. – С. 51-54;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5930 (дата обращения: 22.12.2024).