Одно из ведущих мест в инфектологии занимает паротитная инфекция (ПИ) как у детей, так и у взрослых. Наиболее часто данная инфекция протекает с поражением слюнных (околоушных) желез, поджелудочной железы и нервной системы. Авторы в разные годы наблюдали 219 больных с ПИ, из них 42 ребенка и 177 взрослых.
Поражение околоушной подчелюстной железы регистрировались преимущественно в детском возрасте, что касается сублингвита – это пререгатива взрослых больных. Серозные менингиты встречались исключительно у детей дошкольного и раннего школьного возраста. Панкреатит у взрослых отмечался на порядок чаще, нежели у детей.
ПИ с вовлечением околоушных слюнных желез протекало в классическом варианте с благоприятным исходом. Панкреатиты и серозные менингиты, как проявление ПИ происходило на 3-5 день болезни. Исход панкреатитов также был преимущественно благоприятным, исключение составляли ряд взрослых больных, у которых процесс репарации затягивался до 1-1,5 месячного срока.
Продолжительность госпитализации больных с серозным менингитом ориентировано на 14 день. В редких случаях, течение серозного менингита осложнялась менингоэнцефалитом, что являлось критерием особой тяжести.
По неполным данным до 60 % случаев заболеваемости в Казахстане имеет инфекционную природу. Одно из ведущих мест в инфектологии занимает паротитная инфекция (ПИ), актуальность которой не вызывает сомнения. Это вызвано не только её широким распространением, особенно среди детского населения, но и частым поражением нервной системы и железистых органов.
Заболевание протекает нередко тяжело, длительно, в комбинированных формах, с вовлечением нервной системы (менингиты, менингоэнцефалиты), поражением половых органов (орхиты), поджелудочной железы (панкреатиты) и других железистых органов [1, 2, 3, 4, 5].
Развитие менингита при ПИ объясняется нейроаллергическими факторами и механизмами, снижающими функцию гемато-энцефалитического барьера; частыми заболеваниями, гиповитаминозом, травмами и др. [6].
В последние годы существенно изменилась возрастная структура заболеваемости. ПИ, как и многие другие, так называемые детские инфекции, «повзрослела», что неукоснительно требует к себе пристального внимания не только педиатров, но и терапевтов [7].
Цель исследования: изучение клинических особенностей железистых и нервных форм ПИ у детей и взрослых.
Дизайн исследования. Под наблюдением находились, больные госпитализированные в областную инфекционную клиническую больницу г. Караганды в разные годы. В работе использованы архивные медицинские карты стационарных больных и личные наблюдения авторов.
Результаты исследования и обсуждения. Под наблюдением находилось 219 больных с ПИ. Из них 42 ребенка до 18 лет и 177 подростков и взрослых.
Преобладающий возраст больных ПИ приходился на подростков и взрослых. Высокий уровень заболеваемости в старших возрастных группах можно объяснить вероятным истощением или даже полным исчезновением вакцинальных антител. Достоверно высокий процент приходится на лиц мужского пола и лишь 13,2 % составили девочки и женщины.
Из суммарных данных, явствует, что наиболее часто поражается околоушная слюнная железа, на втором месте стоит поражение подчелюстных и на третьем – подъязычных слюнных желез.
Менингиты серозной этиологии, как и по литературным данным, развивались в наших наблюдениях в 3,7 % случаев. Анализируя распределение клинических форм в возрастном аспекте, можно отметить, что, если поражение околоушной слюнной железы было равнозначным как у детей, так и у взрослых, то поражение подчелюстной слюнной железы отмечалось чаще у взрослых, а сублингвит исключительно у лиц старше 18 лет. Наиболее уязвимый возраст при серозных менингитах – дети от 3 до 9 лет.
Орхит развивался преимущественно у больных в возрасте от 16 до 27 лет.
Паротитный панкреатит в сочетании с поражениями других органов и систем достоверно чаще отмечался у взрослых лиц. Так, поражение поджелудочной железы, по нашим данным, было у 60 (33,9 %) взрослых больных и лишь у 4 (9,5 %) детей.
У взрослых преобладали тяжелые формы ПИ, у детей – напротив, легкие и среднетяжелые.
ПИ обычно начиналась остро с короткого продромального периода. В процесс, как правило, вовлекалась одна околоушная железа, через 2-3 дня – другая. Одновременно с повышением температуры тела до субфебрильных, реже – фебрильных цифр, появлялись симптомы интоксикации, головная боль у 5 (11,9 %) , снижение аппетита – у 40 (95,2 %), нарушение сна – у 21(50 %) детей.
У всех больных в первый день болезни появлялась боль в области слюнных желез, особенно выраженная во время жевания или разговора.
При пальпации слюнная железа была тестоватой консистенции, болезненна. Симптом Филатова определялся у 37 (88 %) больных детей, симптом Мурсу – у 18 (42,9 %).
Средняя продолжительность госпитализации детей с эпидемическим паротитом составиляла 14 дней.
У 6 (14,3 %) больных детей последовательно или реже одновременно поражались и другие слюнные железы (подчелюстные и подъязычные). Изолированное поражение подъязычной слюнной железы встречалось исключительно редко. Субмаксиллит проявлялся припухлостью в подчелюстной области в виде округлого или удлиненного образования тестоватой консистенции.
У 3 (7,1 %) больных на 7-10 день болезни на фоне снижения проявлений эпидемического паротита развивался серозный менингит, а у одного больного (2,4 %) менингит сочетался с энцефалитом. Нервная система у всех больных вовлекалась вслед за поражением слюнных желез.
Паротитный панкреатит у детей развивался обычно в сочетании с поражением слюнных желез и начинался остро с повышения температуры, синдрома интоксикации и болевого симптома. При копрологическом исследовании отмечалось значительное повышение мышечных волокон, крахмала, жирных кислот. Течение панкреатита у всех больных было благоприятным и скоротечным, и лишь у одного больного функция поджелудочной железы восстановилась к 3-4 недели болезни.
У подростков и взрослых заболевание протекало тяжелее, нередко в комбинированных формах с вовлечением в процесс нервной системы и половых органов. Возраст больных не превышал 33 года. Если продолжительность госпитализации детей в среднем составляла 14 дней, то у взрослых она была достоверно выше и в среднем варьировала от 20 до 25 койко-дней.
Течение паротитного панкреатита у взрослых, как и у детей, было благоприятным, но болевой синдром у них был выражен значительнее. Боли носили опоясывающий характер, иррадиировали в спину и правое подреберье, у всех больных отмечалась повторная рвота. Восстановление функции поджелудочной железы отмечалось к 1-1,5 месяцам, что требовало проведения корригирующей терапии и в дальнейшем диспансерного наблюдения.
Нервные формы ПИ проявлялись вовлечением мягких мозговых оболочек. Показателем особой тяжести являлся менингоэнцефалит.
Серозный менингит начинался остро. С первых дней болезни выявлялись менингиальные симптомы. Со стороны ликвора определялся лимфоцитарныйцитоз (в пределах 600-1000 клеток в 1 мкл) и незначительное повышение содержания белка (от 0,4 до 0,65 г/л), количество глюкозы и хлоридов оставалось в норме.
Вся симптоматика болезни у 100 % больных укладывалась в три клинических синдрома: гидроцефально-гипертензионный, менингиальный и интоксикационный. Тяжесть состояния определялась не выраженностью интоксикационного синдрома, а ликворной гипертензией. Наиболее манифестными проявлениями болезни был менингиальный синдром.
У больных нередко наблюдалась диссоциация менингиальных знаков – при выраженной ригидности затылочных мышц симптомы Кернига или верхнего и нижнего Брудзинского были слабо выражены или вовсе отсутствовали. У трех детей школьного возраста на высоте заболевания и лихорадки отмечались кратковременные судороги, потеря сознания, психомоторное возбуждение. Быстрое исчезновение отмеченной симптоматики указывало на энцефалитическую реакцию. В анамнезе у этих детей имелись указания на имеющиеся дефекты центральной нервной системы; частые простудные заболевания.
При присоединении энцефалита, кроме имеющихся менингиальных симптомов, появлялись энцефалитические знаки. Течение болезни было благоприятное и через 7-10 дней явления менингита ликвидировались. Воспалительные явления со стороны ликвора исчезали более медленно – на 3-4 неделе болезни.
Библиографическая ссылка
Бегайдарова Р.Х., Бегайдарова Р.Х., Стариков Ю.Г., Стариков Ю.Г., Девдариани Х.Г., Девдариани Х.Г., Алшынбекова Г.К., Алшынбекова Г.К., Дюсембаева А.Е., Дюсембаева А.Е. ЖЕЛЕЗИСТЫЕ И НЕРВНЫЕ ФОРМЫ ПАРОТИТНОЙ ИНФЕКЦИИ У БОЛЬНЫХ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-3. – С. 123-125;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5983 (дата обращения: 22.12.2024).