Осмысление гуманизма как философской проблемы начинается в XIX веке. В качестве идейной программы впервые гуманизм представлен в сочинениях Петрарки в XIV веке. На первой стадии развития – на стадии ренессансного гуманизма, он выступает как течение общественной мысли, в котором изучается и осмысливается природа человека, высота и качество его развития относительно других живых существ, утверждается его природная духовная красота и ставится задача улучшения человеческой природы. В искусстве Возрождения гуманизм состоял в признании человека высшим среди других существ. Гуманистическая этика Ренессанса была направлена на утверждение высокого назначения человека, его центрального места в природе, его достоинства (dignitas), добродетели, интеллектуальности, безграничных творческих возможностей, высшей ценности человека. В последующем гуманизм утверждал право на расцвет личности человека [1].
В изменение содержания гуманизма на современном этапе внесла вклад психология. Современный гуманизм относится к человеку как к элементу общества, элементу природы [2]. Особенность его состоит в том, что ценность человека обосновывается как противодействие обесцениванию человека в обществе. В XX веке интеллектуальное развитие общества было сопряжено с развитием сознания индивидов [3]. Осознание значимости и духовной ценности человека осуществляется на уровне индивидуального сознания.. Интеллектуальное развитие современного человека позволяют ему смотреть на себя, на своё поведение не только глазами стороннего наблюдателя, но и глазами человека, изучающего себя. Особенность современного гуманизма состоит в том, что ценность человека обусловливается не извне, не внешней оценкой, а внутренней – самооценкой. Современный человек, личность осознает свою индивидуальность. Для утверждения современного гуманизма существенны два фактора: достижение индивидом уровня самопознания и саморазвития и массовость интеллектуального развития [4]. Гуманизм открывает перед человеком природный путь саморазвития.
В современной психологии сформировано представление о том, что личностью может стать каждый индивид [5]. Это обусловлено природой человека, направляющей его на постоянное достижение целей личностного развития и преодоление препятствий на пути к их достижению [6]. Современный человек, для которого становится свойственна направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является он реальным или только воображаемым, проектируя свою жизнедеятельность, обращается, в большей части, не к окружающей его реальности, в которой он присутствует, а к картине мира, представленной ему собственным сознанием. Картина мира, представленная человеку сознанием, подлежит рефлексии и осознанию, нахождению связей между элементами и построению целостности как о внешнем, так и о собственном внутреннем мире. Самопознающий индивид осознаёт себя источником духовной энергии, нравственности и интеллектуальности [7].
При достаточно высоком уровне развития интеллекта возможность формирования самосознания растёт, увеличивается возможность включения сознания в решение соответстствующих личностных задач. Самосознание позволяет человеку самораскрываться, саморазворачиваться в окружающей его среде, самоактуализироваться, формировать себя в обществе соответственно природе своей индивидуальности. Дальнейшая роль сознания и индивидуальной картины мира состоит в том, что, исследовав имеющееся в сознании отражение реальности внутреннего и внешнего мира, человек может планировать и корректировать реальный путь достижения личностной цели.
Формирование самосознания, позволяющего человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе, стало наиболее существенным явлением современного гуманизма.
Библиографическая ссылка
Кузнецова А.Я. ГУМАНИЗМ КАК САМООСОЗНАНИЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-3. – С. 138-139;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5995 (дата обращения: 22.12.2024).