Первое направление становления новой образовательной системы, на наш взгляд, состоит в том, что процессы глобализации и унификации, происходящие во всех сферах жизнедеятельности, развитие мощных средств коммуникации обусловили открытость и вариативность образования. Второй характерной чертой новой образовательной системы должен стать индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного обучаемого. Третьей особенностью является утверждение самообразования, самообучения в качестве ведущей формы образования. В новой образовательной системе преподаватель будет действовать как советник или консультант. Четвертое направление новой образовательной системы состоит в ориентации на образование, созидающее знание. Пятое направление состоит в формировании образования, позволяющего совершенствовать его в течение всей жизни. Современные образовательные инновации, делая акцент на учении (learning, а не teaching), делая обучаемого центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы в организации собственного обучения.
Новая образовательная парадигма основывается на концепции обучения в течение всей жизни. Данная концепция потребует: создание новых форм и структур, реализующих программы обучения; активизации взаимодействия профессионального обучения с рынком труда и разработки механизмов обратной связи между потребителями образовательных услуг и системой образования. Наиболее рациональный подход к дальнейшему институциональному развитию науки и образования - создание условий для появления модельного ряда разнообразных интегрированных структур, призванных обеспечить достижение высокого уровня и опережающий характер подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по перспективным направлениям науки и технологий, улучшение качества образования и эффективности научных исследований.
Перечислим несколько ключевых и, как нам представляется, наиболее перспективных направлений развития интеграции, адекватных этому подходу.
- Расширение сети научно-образовательных объединений в форме юридических лиц либо на договорной основе для реализации образовательных программ и/или проведения научных исследований.
- Дальнейшее развитие «проектной интеграции», нацеленной на формирование эффективных взаимосвязей между вузами и научными организациями.
- Расширение практики совместного участия НИИ и вузов в конкурсах на получение грантов и заказов на исследования и разработки, в издательской деятельности, присуждении совместных стипендий, международных программах и проектах; организация совместных ученых советов по научным направлениям, специализированных советов по присуждению ученых степеней на базе НИИ и вузов.
- Создание, развитие и приоритетная поддержка сети ведущих исследовательских университетов как крупнейших научно-образовательных организаций.
- Интеграция как организационно-экономический процесс означает, прежде всего, объединение ресурсов научного и образовательного комплексов, включая их инновационные потенциалы, для получения социально-экономического и коммерческого эффектов.
Движение в этих и других направлениях будет способствовать созданию в России сбалансированного научно-образовательного комплекса, обеспечивающего решение важнейших социально-экономических задач, стоящих перед нашей страной.
Учитывая сложившиеся в сфере образования тенденции, наличие институциональных ловушек, современное «компетентостное» развитие образования необходимо концепцию развития образовательных институтов формировать на основе реальных требований и запросов рынка труда, конкретных работодателей. Концепция должна носить характер долгосрочных взаимоотношений между названными субъектами рынка труда. По своей содержательной части она представляет стратегию взаимодействия, основанную на постоянно проводящихся, системных маркетинговых исследованиях формирования спроса на образовательные услуги и специалистов той или иной направленности.
Вообще, если вести речь о стратегическом развитии институтов образования, то миссию можно сформулировать следующим образом: «Подготовим специалистов действительно нужных народному хозяйству и экономике региона». Исходя из обозначенной стратегической направленности развития, первоочередной задачей в области оказания образовательных услуг видится установление партнерских взаимоотношений с предприятиями и организациями в целях определения реальных потребностей в специалистах различного профиля. Эти связи должны основываться на увязке интересов, как ВУЗа, так и бизнес-сообщества.
Развитие рынка образовательных услуг и необходимость адаптации институтов образования к социально-экономическим реалиям в рамках стратегии модернизации российского образования, делают весьма актуальной проблему кластеризации вузов. В современной России вузы условно можно разделить на три кластера. Первый, - это вузы исследовательского типа, способные предоставить своим студентам и партнерам-работодателям широкие перспективы развертывания фундаментальных и прикладных исследований, сращивания науки, образования и бизнес - активности. Второй тип, - это вузы предпринимательского, прежде всего, сетевого кластера. Сетевые университеты выступают типичными представителями предпринимательского кластера. Они ориентируются на применение дистанционных образовательных технологий, прежде всего, инструментов E-Learning. Наконец, кластером высшего пилотажа, - это третий тип образовательного кластера - следует признать исследовательско-предпринимательские университеты, которые сочетают предпринимательскую мотивацию с углубленной научно-исследовательской практикой. В современной России такие вузы находятся только на стадии развития.
Следует отметить, что вузы, стремящиеся к предпринимательскому кластеру, наиболее вариативны в выборе стратегий и тактик конкурентного поведения. Они могут делать ставку, в зависимости от формулирования собственной миссии, и на монополизацию рынков, и на консолидацию с другими вузами, и на компромиссное сотрудничество, и на кооперативную солидарность, и на прагматичное обособление от соперников вплоть до полной изоляции. Как нам представляется, именно эти вузы наиболее близки к предложенной выше стратегии взаимодействия вузов и бизнес-сообщества региона, поскольку они уделяют больше внимания взаимодействию с работодателями, практической апробации чужих наработок, образовательному предпринимательству, поиску новых форм содействия учащимся в приобретении образовательных услуг.
Поэтому, разработку модернизированной базы российского образования, адаптированной к рыночным условиям, следует ориентировать на обеспечение вузам возможности самоидентификации и создания конкурентных преимуществ в составе одного из образовательных кластеров. По нашему мнению, приоритет в современных условиях следует отдавать образовательным институтам предпринимательского типа, что позволит усилить потенциал этих институтов за счет привлечения частного капитала и использования практического опыта предпринимателей-практиков.
Если подытожить вышесказанное, то предложенная концепция модернизации (или адаптации) образовательных институтов к проблемам социально-экономического развития является, по сути, концепцией «стратегических взаимоотношений вуза и бизнеса», основывается на гармонизации деятельности этих субъектов через развитие адаптационных возможностей системы высшего образования к реалиям социально-экономического развития.
Система образования России в настоящее время пытается найти оптимальную модель сочетания государственного и негосударственного секторов в образовательной сфере. Мировая практика со всей убедительностью свидетельствует о том, что для того чтобы сделать отечественное образование эффективным, необходима системная финансовая поддержка его функционирования, которая не может, да и не должна осуществляться только за счет бюджетных средств. И здесь роль частного капитала становится очевидной. Именно стратегическое, долгосрочное партнерство образовательных учреждений и бизнеса позволит реализовать процессы долгосрочного взаимодействия сферы образования и рынка труда на договорной основе. ГЧП может оказаться чрезвычайно эффективным в рамках реализации стратегии модернизации образования и инновационной стратегии развития экономики.
Таким образом, концепция модернизации российской системы образования должна предусматривать как структурную, так и институциональную перестройку профессиональной подготовки кадров, которая должна ориентироваться на интеграцию образовательной сферы с рынком труда через развитие предпринимательской компоненты, через активизацию процессов привлечения частного капитала с его финансовым, инновационным, организационным и управленческим потенциалом.
Библиографическая ссылка
Морозова И.А., Дьяконова И.Б. РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5. – С. 76-78;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=601 (дата обращения: 22.12.2024).