Актуальность программ обусловлена необходимостью приступить к практической реализации принципов модульного обучения как одной из инновационных технологий в образовательном процессе среднего медицинского образования, призванной повысить качество подготовки будущего специалиста. Ориентация целей обучения в институте на факультете среднего профессионального образования направлена на формирование профессиональных компетенций (т.е. компетентностный подход) и требует пересмотра всех технологий учебного процесса. Эффективная технология обучения по всей специальности в целом должна обеспечить качество конечного результата обучении (т. е. реализовать требования) с минимальными временными и материальными затратами.
В современных условиях одним из приоритетных направлений развития средней профессиональной школы является формирование устойчивого взаимодействия образования и лечебно-профилактического учреждения, направленного на значительное приближение подготовки специалистов к требованиям здравоохранения и конкретных работодателей, обеспечение связи процесса обучения студентов с учреждениями, где им предстоит работать.
Несмотря на большой интерес к проблеме использования модульной технологии в обучении системы среднего профессионального образования, комплексные разработки и результаты практической реализации учебных программ подобного типа в доступной методической литературе не представлены.
Одним из важных аспектов данной работы явилось привлечение широкого круга преподавателей различного уровня системы образования к обсуждению и решению изучаемой проблемы, что, безусловно, активизировало их творческий потенциал, и далее способствовала повышению их мотивации к последующим преобразованиям учебного процесса. Методическая разработка дисциплины велась на основе уже созданной в предыдущие годы квалификационной характеристики и сквозной программы специальности «Сестринское дело» [1,2,5].
По данной теме была изучена литература современных и зарубежных авторов Мещерякова М., Подчерняева Н., Шубина Л., Безотецкая И.П., Новгородова А.А., Кирпичникова Н.В., журналы: «Медсестра», «Общественное здоровье и здравоохранение», «Проблемы социальная гигиены, здравоохранения и истории медицины» [2,3,4,6].
Целью данной работы было показать использование модульно - компетентностного подхода при разработке дисциплины ОП.10. Общественное здоровье и здравоохранение являющейся частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО и имеет всего 54 часа.
Рабочая программа дисциплины состоит из частей:
1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
1.1.Область применения рабочей программы.
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины.
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
2.2. План учебного процесса.
2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины.
3. Условия реализации учебной дисциплины.
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
3.2.Информационное обеспечение обучения.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Тематический план и содержание учебной дисциплины разделён на разделы, темы. По каждой теме разработана методическая разработка лекционного, практического занятий и методические указания для студентов.
В каждом типе занятий расписаны цели занятия, методическая цель, формы организации работы, методы обучения, педагогические технологии и методики, межпредметные связи, средства обучения, формируемые компетенции. Расписана хронокарта занятий и основные вопросы темы. В соответствии с хронокартой создан сценарий занятия. Дана рекомендованная литература. И представлены результаты занятия: знать, уметь, иметь представление.
Результатом освоения является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности - организационно-аналитической деятельностью, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями [2,4].
Реализацию модульно-компетент-ностного подхода рассмотрим на примере созданной методической разработки лекционного занятия к разделу 3 «Системы охраны здоровья населения. Организация здравоохранения России» относитсятема 3.1.«Основные направления реформы здравоохранения. Медицинское страхование. Краткая история, этапы развития».
Методическая разработка лекционного занятия содержит:
Тип занятия: теоретическое изучение нового материала.
Вид занятия: лекция.
Время: 90 мин.
Цель: 1. Образовательные, 2. Развивающие, 3. Воспитательные.
Методическая цель проверить дидактические возможности использования на занятии по общественному здоровью и здравоохранению модульно-компетентностной технологии.
Формы организации работы: фронтальная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные (словесные, наглядные).
Педагогические технологии и методики: модульно-компетентностной технологии.
Межпредметные связи: предшествующие: история медицины, сопутствующие: правовое обеспечение профессиональной деятельности.
Средства обучения: технические визуальные.
Формируемые компетенции: общие ОК1 - 14, профилактические ПК 1.1 -1.3, реабилитационном процессе ПК2.1.-2.3, 2.6, ПК 3.2.-3.3.
Расписана хронокарта занятия.
Материально-техническое оснащение кабинета для проведения лекционного, практического занятия должно состоять из кинопроектора, ноутбука, слайдов мультимедийной презентации, учебно-методических пособий, столов, стульев, доски, экрана.
Получение знаний формируется с помощью привлечения внимания обучающихся к теме раздела.
В процессе модульно - компетентностного подхода для развития профессиональных компетенций было использовано развитие непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания.
Большую роль в стимуляции непроизвольного внимания играют интересы. Современные студенты большую роль отводят получению знаний через визуальные ощущения. Поэтому для подготовки лекционного занятии были созданы мультимедийные презентации по теме. Рассматривались не только общие, но и частные правовые, экономические, организационные вопросы. Например: нормативно-правовые основы и значение страховой медицины, виды медицинского страхования, права и обязанности застрахованных, каким образом происходит изучение качества предоставляемых услуг медработниками и др.
В процессе профессиональной деятельности требуется развивать произвольное внимание. Это достигается с помощью ясной постановки цели, организованности, сохранения и поддержания внимания в ходе всей работы. Все данные вопросы освещены более подробно в хронокарте занятия. Для развития произвольного (требующего определённых усилий) внимания создано учебно-ме-тодическое пособие к практическим занятиям «Страховая медицина», где для создания профессионального, компетентностного подхода предложены ситуационные задачи. Ответы находили с помощью пособия, либо опираясь на межпредметные связи и знания. Данный предмет и раздел широко затрагивает преподаваемый материал по другим дисциплинам, таким как история медицины, экономика и управление здравоохранением, терапия, хирургия в сестринском деле, и др. [1,2,3,4].
Для изучения эффективности, самоконтроля полученных знаний использовались тесты и задачи, предложенные в методических указаниях для студентов и в заключительной главе учебно - методического пособия «Страховая медицина». Эта работа позволяет развить послепроизволъное внимание.
Через развитие произвольного, непроизвольного и послепроизвольного внимания, тесно связанных между собой, мы создаём и развиваем профессиональные компетенции у студентов медиков.
Прогнозируется, что в результате использования модульно-компетентност-ного подхода по данному разделу студент должен
знать:
- описать систему социального страхования;
- программу государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощь;
- о приоритетном национальном проекте «Здоровье» - важный шаг к доступной и качественной медицинской помощи;
- основные принципы здравоохранения;
- систему здравоохранения;
- причины перехода к медицинскому страхованию. Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан РСФСР» от 1993 г.;
- основные направления кадровой политики в здравоохранении нашей страны;
- систему подготовки медицинских кадров с высшим и средним специальным образованием;
- организационно-правовую основу обязательного медицинского страхования;
- организационно-правовая основа добровольного медицинского страхования;
- общие вопросы организации и финансирования медицинского страхования.
уметь на примере конкретной ситуации (задачи, теста и др.):
- оценивать целостность системы обеспечения качества медицинской помощи путем определения наличия ее отдельных компонентов;
- анализировать и оценивать качество медицинской помощи, включая самооценку качества работы;
- предлагать мероприятия по оптимизации деятельности как мед. работников.
- предлагать мероприятия по усилению планировать изучение состояния здоровья населения во взаимосвязи с факторами среды обитания
- заполнять нормативную документацию,
- уметь использовать основные законодательные документы и подзаконные акты в области охраны здоровья в деятельности врача на примере решения конкретных ситуационных задач.
В дальнейшем интересующие темы и вопросы, связанные с профессиональной деятельностью, полученная информация будет использована в научных исследованиях, при подготовке заседаний студенческого научного общества. Следующий этап - это завершение создания полного учебно-методического обеспечения, включающего учебники и учебные пособия нового типа, сборников тестовых и ситуационных заданий и др. Лишь при этих условиях можно надеяться на достижение существенного повышения качества выпускников и повышения их конкурентоспособности на рынке труда [2,5].
Библиографическая ссылка
Аслоньянц А.М., Ищенко О.Ю., Ищенко А.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНО–КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 41-45;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6015 (дата обращения: 21.11.2024).