Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений является составной частью системы совершенствования профессиональной подготовки кадров. Актуальность данной проблемы возрастает с расширением опыта привлечения к педагогической деятельности практических работников здравоохранения. В связи с этим необходимо обеспечить условия для эффективной работы по повышению педагогического мастерства преподавателей в институте высшего сестринского образования (ИВСО). Эта задача может быть решена через методи-ческий отдел (МО) и Школу педагоги-ческого мастерства (ШПМ).
Интеграция позволяет упорядочить деятельность данных подразделений и повысить роль в учебно-методической и научно-исследовательской работе учебных заведений.
Основное содержание деятельности преподавателя включает выполнение нескольких функций - обучающей, воспитательной, организаторской и исследовательской. Последняя функция нередко вызывает возражения, когда речь идет о средних специальных учебных заведениях или факультетах среднего образо-вания, поскольку в формальный перечень обязанностей преподавателей не входит научно-исследовательская деятельность. Но документы о статусе средних и высших учебных заведений требуют выполнения исследовательской функции преподавателем в области педагогики и, в частности, методики. Тем более, что в соответствии с требованиями ФГОС преподаватели являются научными руководителями выпускных квалифика- ционных работ студентов.
На основе изучения опыта деятельности аналогичных подразделений в медицинском колледже, на факультетах высшего сестринского образования в медакадемиях, институте высшего сестринского образования, факультетах повышения квалификации преподавате- лей, нами разработаны рекомендации, которые определяют цель, задачи и содержание работы методического отдела, формы взаимодействия со структурными подразделениями образовательного учреждения; основные аспекты деятель-ности ШПМ: состав обучающихся, содержание и формы обучения, организацию и планирование работы.
Методический отдел создаётся в соответствии с нормативными документами об организации учебного процесса в образовательных учреждениях с целью создания условий для совершенствова-ния профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава.
Повышение профессиональной и педагогической квалификации является основным условием совершенствования учебно-воспитательного процесса и рассматривается как одно из важнейших направлений развития педагогического мас-терства и научной подготовки, совершенствования учебно-методической работы и профессионального воспитания студента.
Отдел функционирует при проректоре по учебной работе (научно-методической, научно-исследовательской работе) и обеспечивает реализацию решений Учебного и научно-методического Совета и Ученого Совета, связанных с содержанием и организацией методической работы, повышением квалификации профессорско-преподавательского состава.
Школа педагогического мастерства создаётся в учебных учреждениях на базе методического отдела и функционирует в постоянном взаимодействии с ним.
Школа оказывает помощь начинающим преподавателям в овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками в изучении достиже- ний современной отечественной и зарубежной педагогики, смежных отраслей знаний, способствует овладению новыми технологиями обучения и воспитания, развитию творческого и интеллектуального потенциала личности начинающего преподавателя.
Взаимодействие в работе отдела и Школы строится на едином понимании учебно-воспитательного процесса, на основе закономерностей психологии, педагогики и методики обучения и воспитания, с учётом традиционно сложившейся системы подготовки специалистов в образовательном учреждении.
Основные направления деятельнос-ти методического отдела и ШПМ определяются УиНМС образовательного учреждения и должны отражать:
- содержание учебно-методической работы;
- технологию планирования, организации и управления учебно-воспитательным процессом;
- вопросы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава;
- изучение современных форм, методов, приемов и средств (в том числе и технических) обучения, новых информационно-образовательных технологий;
- анализ и накопление научно-педагогической информации по проблемам профессионального образования и др.
Несмотря на сходность общих направлений перед Школой и отделом стоят свои цели и задачи.
Как показывает данное сравнение (см. табл.), по большинству позиций задачи деятельности школы и отдела различаются (за исключением позиций 5,6,7).
Таким образом, ШПМ призвана, в первую очередь, ликвидировать пробелы в системе психолого-педагогических и методических знаний, умений и навыков начинающих преподавателей, т.е. стать как бы первичным звеном системы повышения квалификации внутри образовательного учреждения.
Задачи методического отдела |
Задачи школы педагогического мастерства |
1. Создание условий для внедрения в учебно-воспитательный процесс новых педагогических технологий, совершенствования научной организации труда преподавателей и студентов. |
1. Определение содержания, организация и реализация форм учебной, методической и консультативной работы с начинающими преподавателями. |
2. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта учебно-методической работы в образовательном учреждении, системе профессионального образования России, других министерств и ведомств. |
2. Ознакомление начинающих преподавателей со спецификой организации учебно-воспи-тательного процесса в образовательном учреждении, его традициями. |
3. Организация психолого-педагогической диагностики профессиональных затруднений в работе профессорско-преподавательского состава и разработка рекомендаций по повышению уровня их профессиональной деятельности. |
3. Диагностика (анкетирование, тестирование и т.д.) уровня подготовленности начинающих преподавателей к педагогической деятельности. Диагностика и анализ трудностей в их профессиональной деятельности. |
4. Оказание помощи ППС кафедрам в проведении психолого-педагогических исследований, координации методической и научно-исследовательской работы в области педагогики и психологии.
|
4. Развитие у начинающих преподавателей навыков учебно-методической работы, знакомство их с основами научно-исследовательской деятельности в области педагогики и психологии (работа с научной и научно- популярной литературой, особенностями использования простейших исследовательских психолого-педагогических методик, написания научных рефератов, статей и т.д.). |
5.Ознакомление профессорско-преподава-тельского состава образовательного учреждения с новыми нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки и Министерства здравоохранения. |
5.1. Обучение начинающих преподавателей основам методики преподавания в образовательном учреждении МОиН, МЗ, знакомство их с новыми технологиями обучения и воспитания в системе профессионального образования. 5.2. Организация посещения показательных и открытых занятий, помощь в подготовке и проведении пробных занятий. 5.3. Оказание содействия начинающим преподавателям в приобретении навыков проведения занятий практических навыков чтения лекций, использования новых информационно-коммуникационных технологий. |
6. Оперативное обеспечение профессорско-преподавательского состава информацией о поступающей научно-педагогической литературе. |
6. Оказание начинающим преподавателям помощи в овладении навыками работы с техническими средствами обучения. |
7. Развитие у преподавателей навыков самостоятельной работы с педагогической информацией. |
|
8. Оказание организационно-методической и информационной помощи преподавателям в самостоятельном овладении обобщенными моделями педагогической деятельности и отдельными методическими приёмами обучения в соответствии с задачами среднего и высшего профессионального образования. |
|
Библиографическая ссылка
Аслоньянц А.М., Рамонова Л.П., Пехова В.А. ИНТЕГРАЦИЯ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОТДЕЛА И ШКОЛЫ ПЕДАГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 45-47;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6016 (дата обращения: 21.11.2024).