Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВЫСШЕМ СЕСТРИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аслоньянц А.М. 1 Белялова М.А. 1 Чалов В.Н. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань, 1998.
2. Борисов Ю.Ю., Щербинина И.Г. Компетентностный подход к подготовке бакалавров сестринского дела // Международный журнал экспериментального образования. – 2013 - №4, с. 56-58.
3. Гершунский, Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия. – М.: Флинта, 1999.
4. Гин, А.А. Приёмы педагогической техники. – М.: Вита – Пресс, 2002.
5. Туроу, Л. Будущее капитализма. – Новосибирск, 1999.
6. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. – М., 2002.

Переход к рыночной экономике, изменение роли государства, демократизация социального устройства и движение к гражданскому обществу; глобализация и либерализация общества, усиление его открытости - характерные черты глобальных преобразований в нашем обществе, но проблема в том, что область образования ориентирована по-прежнему на запоминание и заучивание, а профессиональное образование слабо реагирует на требования рынка труда, не решает проблемы качества образования. Проблема современного профессионального образования в игнорировании «культуры полезности», основанной на методологически обоснованной системе отбора целесообразного в профессиональной деятельности информационного материала, определяющего профессиональную компетентность будущего специалиста.

Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования формулируется в терминах способов деятельности: «умения», «способность», «готовность» - это особые образовательные результаты системы профессионального образования: профессиональная компетентность и её составляющие - профессиональные и базовые компетенции [3].

Профессиональное образование призвано решить противоречие между объективной необходимостью компетентностно-ориентированного образования и недостаточной разработанностью компетентностного подхода на теоретико-методологическом уровне; между требованиями работодателей к профессиональной компетентности выпускников вуза и отсутствием проектирования и реализации ключевых компетенций личности как образовательного результата системы профессионального образования.

Основной тенденцией образования в мировой практике является развитие, предполагающее усиление практической направленности специальных клинических дисциплин, изменение стратегии и тактики учебной деятельности, предполагающих интеллектуальное развитие студентов и бакалавров, адекватно образованных в области научной организации и культуры интеллектуального и профессионального труда.

Изучение эффективности профессионального образования предполагает информированность на содержательном (как освоены фундаментальные понятия, принципы, законы), контекстуальном (способность решать профессионально значимые задачи в контексте реальных жизненных ситуаций), процессуальном (сформированность интеллектуальных умений, позволяющих проводить логические мыслительные операции для установления причинно-следственных связей в решении профессионально значимых задач).

Ведущий экономист мира Лестер Туроу отмечает, что «знание становится единственным источником долговременного устойчивого конкурентного преимущества, поскольку всё остальное выпадает из управления конкуренции, но знание может быть использовано только через квалификацию индивидов» [5].

Компетентностный подход в профессиональном образовании теоретически обосновывался Кузьминой Н.В., Марковой А.К., Митиной Л.М., Петровской Л.А., но в профессиональном образовании менеджеров сестринского дела отсутствуют какие-либо исследования, что, с одной стороны, актуализирует проблему исследований в данной области, с другой - создаёт объективные трудности в реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании специалиста данного направления.

Джон Равен в книге «Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация» даёт толкование «компетентности»: «Это такое явление, которое состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, ... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной, ... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» [6].

«Компетенции» по разным авторским источникам делятся на пять ключевых: политические и социальные; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе; компетенции, относящиеся к владению коммуникацией; компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества; способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения. Компетентность представляется в разных сферах: самостоятельной познавательной работы, гражданско-общественной деятельности, социально-трудовой, в бытовой, в сфере культурно-досуговой деятельности.

Отечественные учёные классифицируют компетенции по трём основаниям: компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; компетенции, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; компетентности, относящиеся к деятельности человека.

Современное профессиональное образование в поисках ответов на вопрос «Как учить результативно и обеспечивать качество обучения и воспитания?» актуализировало использование современных педагогических технологий реализации содержания профессионального образования. По В.И. Андрееву педагогическая технология - это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании [1]. Мониторинг использования современных педагогических технологий в образовательном процессе вуза показал поверхностное знание профессорско-преподавательс-ким коллективом многообразия технологий, эффективных в профессиональном образовании. Проблема использования современных педагогических технологий заключается ещё и в том, что трансляторы содержания профессионального образования не владеют принципами педагогической техники, гарантирующими эффективную их реализацию:

- принцип свободы выбора: в любом обучающем или управляющем действии предоставлять студенту право выбора, которое уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор;

- принцип открытости: не только давать знания, но и показывать их границы;

- принцип деятельности: освоение учащимися знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности;

- принцип обратной связи: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи;

- принцип идеальности: максимально использовать возможности, знания, интересы самих студентов с целью повышения результативности и уменьшение затрат в процессе образования [4].

Современный работодатель предъявляет следующие требования к работнику:

- умение самостоятельно думать и решать разнообразные профессиональные задачи;

- обладание критическим и творческим мышлением;

- владение богатым словарным запасом, свидетельствующим о глубоком гуманитарном знании.

А это обязывает профессиональное образование к воспитанию личностно и профессионально значимых качеств:

- гибко адаптироваться к меняющимся жизненным и профессиональным ситуациям;

- самостоятельно приобретать знания для использования их в решении разнообразных проблем;

- критически мыслить, видеть трудности и находить пути рационального и эффективного их решения;

- использовать современные технологии обучения и решения профессиональных задач;

- уметь генерировать новые идеи и творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (анализ, синтез, систематизация, обобщение материала по определённой проблеме с выявлением противоречий и формулированием гипотезы, выводов и предложений);

- владеть коммуникативной компетентностью;

- уметь работать в группе по решению профессиональных задач;

- знать человековедческие технологии;

- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта и культурного уровня.

В системе подготовки менеджера сестринского дела (специальность 060109.65 «Сестринское дело») используются эффективные образовательные технологии: [2]

- технология знаково-контекстного обучения (перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента, что актуализирует необходимость научить учиться; быть субъектом учения; в переходе к новым способам межличностного взаимодействия и общения в системах «преподаватель-студент», «студент-студент»; в обеспечении таких психолого-педагогических условий, форм учебной деятельности, которые способствовали бы формированию профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций; общих и профессиональных способностей, социальных качеств личности будущих специалистов, приобретению опыта их творческой деятельности, с целью формирования целостной структуры будущей профессиональной деятельности обучаемого в период его обучения);

- технология проблемного обучения (тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность студентов по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки);

- технология модульного обучения (логически завершённая форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональный аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля умений, способностей и качеств, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем);

- технология дистанционного обучения (совокупность информационных и педагогических технологий целенаправленно организованного процесса синхронного и асинхронного интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса между собой и со средствами обучения, инвариантного к их расположению в пространстве и согласованного во времени).

Проблемным полем является отсутствие профессионально значимой связи между используемыми технологиями и компетенциями, ещё не обозначенными ни в государственных образовательных стандартах, ни в примерных программах, которые сегодня существуют лишь как проекты. Не менее важной проблемой является отсутствие стандартов мирового уровня, что снижает эффект использования современных образовательных технологий, реализация которых должна быть направлена на определённую модель подготовки специалиста или бакалавра.

Современное образование не состоятельно в осуществлении нравственно ориентированного воспитания, так как размытость традиционно значимых ценностей и зачастую их игнорирование, не способствует становлению гражданина, гармонично развитого, разделяющего идеалы общества и государства, с активной жизненной и профессиональной позицией, хотя по Гершунскому Б.С. определены основные «жизненные роли», обозначаемые в процессе обучения (в условиях американской школы):

- реализовавшаяся личность (осознание своих способностей и потребностей, использующий это знание для выбора альтернатив, для личной самореализации);

- личность со стремлением к поддержке других людей (жизненная роль человека, умеющего ценить взаимоотношения и готового плодотворно сотрудничать);

- жизнь как постоянное учение (роль человека, постоянно приобретающего новые знания для реагирования на изменяющийся мир);

- деятельный участник культурного развития (роль ценителя и творца в культурном обогащении себя и общества);

- высококвалифицированный работник (широкий диапазон умений, способностей и установок, необходимых для производства качественной продукции);

- информированный гражданин (осведомлённость в вопросах политики, экономике, социальной жизни и активная позиция в решении проблем как на личностном, так и общественном уровнях);

- защитник окружающей среды (осознание взаимосвязи и существующих механизмов природы с целью защиты, регулирования и увеличения её ресурсов) [3].

Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании, осознанно необходимая и оправданная временем и обществом, нуждается в фундаментальной теоретико-методологической разработке и реализации [2].


Библиографическая ссылка

Аслоньянц А.М., Белялова М.А., Чалов В.Н. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВЫСШЕМ СЕСТРИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 52-55;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6019 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674